логопедическое занятие по развитию речи (подготовительная к школе группа) конспект занятия многозначные слова (многозначные слова со значением действия). Логопедическое занятие на тему: "Слова-действия" Логопедическое занятие в подготовительной группе сл

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
- формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
- развитие фонематического слуха,
- развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию,
- воспитание самоконтроля за своей речью,
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
- Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них.
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
2. Логопедическая гимнастика.
- Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
а потом их разведем и к себе скорей прижмем.
- Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.
Щечки мы надули, щечки мы втянули.
- Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,
На места тихонько сели.
- Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).
- Массаж личика (называем части лица).
- Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)
- Зарядка для язычка.
3. Развитие фонематического слуха.
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много... (слов).
Выставляются полоски символы слов.
Посмотрите на полоски, это домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.
Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.
Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
4. Работа по теме.
Логопед дает задание детям:
- Настя, рисуй!
- Дети, скажите одним словом, что делает Настя?
Дети: - Рисует.
Логопед: - Артем, попрыгай на одной ножке!
- Дети, скажите одним словом, что делает Артем?
Дети: - Прыгает.
Логопед: - Вика, брось мне мячик!
- Что делает Вика?
Дети: - Бросает.
Логопед: - Рома, похлопай в ладоши!
- Что делает Рома?
Дети: - Хлопает.
Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»
- Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.
5. Физкульминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.
Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)
Мы называли слова- действия.
7. Закрепление материала.
- Игра «Кто что делает?»
Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»
Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.
Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?
Дети: - Что делает?
- Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?
Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.
8. Итог занятия.
Логопед: - О чем сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось?
- А теперь мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: Спасибо за хорошую работу.

Методическая разработка: Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР (второй год обучения).

Тема: «Путешествие в страну Грамоты»

  • Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах- предметах, словах-действиях, словах- признаках и предложениях.

Обучающая задача:

  • Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.
  • Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слов и слогов.
  • Продолжать учить составлять предложения с заданным количеством слов.
  • Закрепить понятие « слово- предмет», « слово-действие», «слово- признак».

Развивающая задача:

  • Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:

  • Картина страны «Грамоты»,«шифровки», карточки со словами, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с буквами, цветные наклейки (формы), Наклейки (цветные геометрические фигуры) предварительно прикрепляются на одежду детей.

Ход занятия

Л: Ребята, сегодня мы отправляемся в волшебную страну Грамоты.(Показ картины сказочной страны Грамоты). Чтобы попасть в неё, нам нужно открыть волшебный замок. Для того, чтобы подойти к замку, я буду каждому задавать вопрос. Мы будем работать в команде и будем помогать друг другу.

Игра с мячом

Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос.

Какие буквы не обозначают звуки?(Ь, Ъ).

С какой буквы пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

Какой знак ставится в конце предложения? (Точка)

Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)

Как определить количество слогов в слове?

Л: Молодцы! Все справились с заданием. Сейчас мы ключом откроем ворта в страну Грамоты.

Пальчиковая гимнастика «Ключик»

На двери замок- чудак. (Показ « замка» кистями рук.

Не открыть его никак! (Несколько раз с силой пытаться покрутить и раскрыть пальцы рук).

Вынул связку я ключей (встряхивание кистями рук).

Ну-ка ключик поскорей! (Поочерёдное прокручивание пальца одной руки в кулачке другой, затем смена рук).

Дверка, поскорей откройся! (Руки расцепить). Входите пожалуйста!

Л: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Грамоты.

А вот и первое задание. Занимайте свои места за столом.

Задание называется «Шифровальщик ».У каждого из вас карточка с запутанным словом, вам нужно его распутать и напечатать в своей тетради.

КЧОЩЕЕН - щеночек. (Рядом с каждым словом подсказка-картинка).

Затем даётся задание нарисовать цветную звуко-буквенную схему слова.

Выполняется проверка.

Л: Умницы! Сейчас мы выйдем на поляну предложений. Ко мне подойдут дети, которые справятся с таким заданием:

  • Придумайте слово из трёх звуков.
  • Придумайте слово из четырёх слогов.
  • Придумайте предложение из пяти слов.
  • Назовите два слова- действия.
  • Назовите два слова- признака.
  • Составьте предложение из двух слов.

Дети, ответив на вопрос, выходят из-за стола, подходят к логопеду.

Л: Вот и новое задание. Мы с вами на поляне предложений. Вам нужно будет прочитать слова и составить из них предложение. Работать вы будете по парам. Подумайте, как можно объединится.

(Логопед предлагает найти пару по одинаковому цвету наклеек).

Дети составляют предложения и читают их. (Каждой паре детей даются карточки со словами. Дети их читают и составляют предложение.

и, Катя, Ваня, в, гуляли, лесу, зелёном.———

Катя и Ваня гуляли в зелёном лесу).

Физминутка

Л: Сейчас мы вспомним с каких звуков начинаются наши имена (фамилии) и изобразим буквы обозначающие эти звуки.

(Дети изображают буквы: Ж, К, Р, Ф,Ч. И т. д.)

Л: Ребята, вас ждёт ещё одно задание. Найдите себе пару, мы объединяемся по форме. Посмотрите на карточки, посоветуйтесь и найдите лишнюю букву, объясните свой выбор.

А И Э П О Р Л К Н З В Ф Ц Ъ А Ж Щ Ч Й

Л: Вы хорошо поработали!Вот и подошло к концу наше путешествие. Будем возвращаться. Помогут нам в этом волшебные слова.

Игра «Живые слова»

Каждому ребёнку даётся карточка с изображённой на ней буквой. Логопед произносит слово (5-6 звуков). Дети составляют слово. Проводится звуко-буквенный анализ полученных слов.

Л: Понравилось вам путешествие? Вы справились со всеми заданиями! Скоро вы идёте в школу и путешествовать в страну Грамоты будете очень часто. Хочется пожелать вам успехов!

Карушкина Алена Александровна,
учитель-логопед

(подготовительная к школе группа)

Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением действия)

Цели:

— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением действия.

— закреплять знания детей о многозначных словах со значением предметности.

— формировать монологическую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме.

Организационный момент

Логопед. Вспомните и назовите многозначные слова, которые обозначают предметы.

Дети называют многозначные слова, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях, и садятся.

Спинка, ножка, баранка, морж, ручка, шляпка, шишка, пятачок, горлышко, глазок, гребешок…

Закрепление знаний детей о многозначных словах-предметах

Дети отвечают на вопросы и выполняют упражнения.

— Сколько значений могут иметь слова?

— Объясните значения слова «крыло» («нос», «хвост», «язычок»).

— Посмотрите на карточку с картинками и отдайте многозначные слова (лист, песок, батарея).

— Придумайте предложения с каждым значением этих слов.

Таня вырвала из тетради лист .

С клена упал желтый лист .

После дождя в саду сухой песок .

Мама в чай положила песок .

Командир скомандовал: «Батарея , огонь!»

Петя положил сохнуть варежки на батарею .

Знакомство с многозначными словами-действиями

Логопед. Назовите слова-действия по цепочке.

Бежит – клюет – рисует – прыгает – смеется – читает – квакает.

На какой вопрос отвечают слова-действия?

Про что или про кого мы говорим:

летит (птица, самолет, шар, лист);

плывет (облако, рыба, спортсмен);

идет (дождь, человек, время, кино).

Дети отвечают на вопрос логопеда словосочетаниями. Самостоятельно определяют многозначные слова со значением действия в тексте.

Во дворе рубашки наши

На веревку с ветром пляшут.

Л. Квитко

Какое многозначное слово вы услышали в стихотворении?

Что означает в этом стихотворении слово «пляшут»?

Рубашки качаются на ветру из стороны в сторону.

Рубашки вьются на ветру.

Что еще означает слово «пляшут»?

Дети весело танцуют возле новогодней елки.

Придумайте предложения со словом «пляшут».

На дороге пляшут желтые кленовые листья.

На сцене пляшут артисты.

За столом сказала мать:

– Хвать языком болтать !

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

Г. Бойко

Какое многозначное слово есть в этом стихотворении? Что обозначает слово «болтать»? придумайте предложения с каждым значением этого слова.

Лена и Таня болтают , как сороки.

Вова сидит на скамейке и болтает ногами.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит .

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

Ставит дождь на окна точки,

А по крыше без конца

Барабанят молоточки.

Зябнут лужи у крыльца.

Е. Авдиенко

Дети самостоятельно находят многозначные слова со значением действия и объясняют их значение, составляя предложения.

Упражнение детей в использовании многозначных слов со значением действия в собственной речи. Формирование монологической речи

Молоко убежало

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», и стала думать, как молоко убежать может? Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила Нина.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула ее на огонь. (Такие вещи ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.)

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край. Бежит, шипит по горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

Пришлось из-за Нины всем есть кашу без молока.

Э. Киселёва

Логопед. Что означают слова «молоко убежало»? Как можно сказать по-другому?

Повторное чтение рассказа логопедом с установкой на пересказ. Пересказ детьми по цепочке рассказа «Молоко убежало».

Итог занятия

Оценка работы детей. Дети называют многозначные слова со значением действия, которые узнали на занятии.

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия»

Тема: Слово - действие.

Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос: что делает? Учить обозначать слова-действия зелёной полоской. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, дыхание, голос и мимические мышцы. Воспитывать внимательность во время работы в тетради.

Оборудование: предметные картинки игрушек (поезд, машинка, кукла, петрушка, животных, коробка с символами звуков и слов, пособие для коврографа «схемы предложений», игра с картинками «Один- много».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление.

Логопед: Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. Кукла Маша сломалась (Дети застывают в определённой позе.).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем - туловище. Вам жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Дифференциация понятий «звук- слово».

Выставляю картинки: куклу, поезд, машину.

Как плачет кукла? (А-а-а) Что мы произносили? (Звук.)

Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.)

Как работает машина? (Р-р-р.) Это тоже звук.

Назовите слова - названия игрушек.

Мы назвали много … (слов).

Выставляю полоски под картинками – символы слов.

Игра «Звук или слово»

Логопед произносит слово – дети поднимают зелёную полоску;

Логопед произносит гласный звук – дети поднимают красный кружок.

3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

Логопед: В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хоть один звук, мы не узнаем слово. Сейчас я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильное слово:

Туколка, куколка, муколка;

Воезд, зоезд, поезд;

Тячик, мячик, гячик;

Дашинка, масинка, машинка.

4. Ознакомление с понятием «слова-действия».

Логопед: Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)

Выставляются картинки петуха, котёнка, коровы, кролика.

Логопед: Что делает петух? (Стоит, поёт, кукарекает, клюёт.)

Подбор глаголов к словам: котёнок, корова, кролик. Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, катиться, стоять, лежать, ломаться, греметь.

Физкульминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.

Логопед: Что мы делали? (Танцевали, стирали, чистили, плавали.)

Мы называли слова- действия.

Показ картинок:

Машинка (что делает)- стоит, едет, сигналит, тормозит.)

А машинки (что делают) – стоят, едут, сигналят, тормозят.)

Огурец – растёт, а огурцы растут и т. д.

7. Закрепление понятий «слова-действия».

Логопед: Положите с коробочку слова- названия предметов.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей.

Очень много слов в моей коробочке. Спасибо вам.

8. Итог занятия.

Положительная оценка работы каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Части тела. Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; обучение детей умению ориентироваться.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш» Коррекционно – образовательные задачи: 1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в осенний лес» ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

Саттарова Л.А.
учитель-логопед, МАУО “Надежда” г. Нижнекамск.

Тема: Слова-действия

Конспект логопедического занятия по теме: «Слова-действия» .Занятие можно проводить с детьми дошкольного возраста, с младшими школьниками,а так же детьми с ОВЗ в соответствии с уровнем речевого развития. Связующей нитью между этапами занятий служит песня героев мультфильмов, которых отгадывают дети. Задания даются от имени героев. Звучание отрывков песен создаёт благоприятную атмосферу, что позволяет активизировать познавательные процессы детей и сводит к минимуму утомление.

Тема: Слова-действия.

Образовательные:

Познакомить со словами действиями и вопросом на который они отвечают. -расширять и активизировать словарный запас словами, обозначающими действия;

Коррекционные:

Развивать слуховое внимание при прослушивании песен (в теч. занятия)

Развивать зрительную память при запоминание предметов на картинке (зад№1)

Развивать общую моторику (зад №4,физминутка)

Развивать слуховую память (физминутка).

Воспитательные

Воспитывать правильное отношение к положительным и отрицательным действиям (зад№8)

Оборудование:DVD проигрыватель и записи песен из мультфильмов. Картинки сюжетные, картинки животных или презентация.

Ход занятия.

1.Орг. момент. Здравствуйте! Внимательно прислушайтесь и назовите все звуки, которые вы услышите.

2Повторение. Рассмотрите сюжетную картину « Живой уголок» запомните и назовите по памяти(закрываю картину).

А предметы на картинке, которые обозначают живые предметы (дети, воспитательница, птички, рыбки, и т,д.)На какой вопрос они отвечают?-Кто?

Б Предметы которые обозначают неживые предметы (стол, стулья, аквариум, клетка и т.д.) На какой вопрос они отвечают? Что?

Открываю картину, а теперь ответьте на вопрос Что делает мальчик?-Кормит

Что делает девочка?- Поливает. Что делает воспитательница?- Помогает

Какой вопрос я вам задавала? – Что делает?

3 Объявление темы: Сегодня мы с вами будем работать со словами, которые обозначают действия предметов, а помогать нам будут герои мультфильмов

Звучит песня. Отгадайте, кто это?- Львёнок и Черепашка.

Что делает в песне Львёнок? –Сидит,лежит, шевелит. Носорог? –Идет. Крокодил? -Плывёт

Львёнок предлагает поиграть в игру:

Я показываю действие.а вы отгадывайте, что я делаю?

4.Игра«Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем»

Дети по очереди выходят к доске демонстрируют действие,остальные отгадывают его.

Звучит песня, отгадайте кто это? - Винни Пух

Винни Пух просит ответить на вопрос:

Корова что делает? -Мычит

Лошадь что делает? -Ржёт

Кошка что делает? -Мяукает

Собака что делает? -Лает

Гусь что делает? -Гогочет

Утка что делает а? -Крякает

Курица что делает? -Кудахчет

6.Физминутка. Запомни порядок действий и выполните их

«Топай, хлопай, прыгай.»

«Хлопай, приседай, топай»

«Приседай, хлопай, топай.»

«Маши, хлопай, топай.»

Звучит песня. Отгадайте, кто это? -Красная Шапочка

Красная Шапочка просит нас подобрать слова предметы к словам действиям

7.Игра Подбери слова

Плывёт (пароход,утка, лодка,…)

Растёт (дерево,цветок. ,ребёнок…)

Поёт(птичка, певец, девочка…)

Ползёт (жук,змея, ящерица…)

Пищит (комар, игрушка, мышка…)

Звучит песня. отгадайте, кто это? -Кот Леопольд

Кот Леопольд просит разделить хорошие слова действия от плохих

Если слово обозначает хорошее действие будем улыбаться, если плохое- хмурить брови

Помогает,скучает,старается,учится,ленится,читает,дерётся,работает,болеет,грустит,

заступается,

Звучит песня, отгадайте, кто это? - Чебурашка

Чебурашка просит составить предложения по сюжетным картинкам и назвать слово-действие.

8. Составление предложений

(показываются сюжетные картинки)

Папа пылесосит ковёр.Слово действие -пылесосит

Дети играют с машинками. Слово-действие -играют

Мама варит суп. Слово действие –варит.

Мальчик подметает пол. Слово действие -подметает.

9.Итог. С какими словами мы сегодня работали? (Со словами действиями.)

На какой вопрос они отвечают? (Что делать?)

10.Оценка.