Сад и огород осенью — советы, что можно и нужно сделать до зимы. Идеи осенних поделок «Дары осени» в детский сад

Наш сад и огород осенью требуют от нас ничуть не меньше усилий, чем весной. Советы, думаю, не будут лишними. О том, что можно, даже нужно успеть до зимы сделать нам, уже написана мной ни одна статья. Поэтому я решила собрать в одном месте небольшие анонсы на эти материалы, чтобы лучше было ориентироваться, легче найти нужный материал.

Делается акцент на обязательность влагозарядкового полива плодовых деревьев в саду осенью. Он важен даже тогда, когда земля, на наш взгляд, влажная. Ошибочно мнение, что осенний полив отрицательно скажется на морозостойкости. Как раз наоборот, полив уменьшит или совсем исключит вымерзание корневой системы деревьев суровой зимой.

О чем узнаете? О защите плодовых деревьев от грызунов, о необходимости защиты коры деревьев от морозобоин, о том, как, чем обработать деревья сада осенью. Подкормке плодовых деревьев в это время года уделено особенное внимание. Нужно ли перекапывать почву под деревьями осенью? Ответ вы так же найдете здесь.

Сентябрь — первый осенний месяц. На Кубани, чаще всего, погода в сентябре мало чем-то отличается от летней. Мы продолжаем убирать урожай, радоваться хоть небольшому спаду температуры — жара, пекло остались позади. Нам, а также растениям стало легче жить, дышать. Заметка напомнит вам, что надо успеть сделать — огород и сад осенью нельзя оставлять без внимания.

Осень самое подходящее время для посадки озимого чеснока на огороде. Вы узнаете, как подготовить почву, посадочный материал для посадки, об оптимальных сроках посадки чеснока, о нормах и схемах высадки зубков, о том, можно ли высаживать однозубки в огороде осенью под зиму.

О преимуществах подзимнего посева, посадки овощей поздней осенью на огороде. Ответы на вопросы, какие культуры можно сажать под зиму, когда нужно сажать, в какие сроки, как, когда следует подготовить участок для подзимнего посева.

Осенние месяцы — октябрь, а иногда даже ноябрь (на Кубани), наиболее предпочтительны для посадки лука севка под зиму. Здесь самое главное — посадить вовремя, чтобы луковички успели укорениться, но не пошли в рост. Прочитав информацию, вы узнаете о сроках, нормах высева, о необходимости обработки посадочного материала перед посадкой, об особенностях агротехники выращивания репчатого лука через севок осенью на огороде.

Если вы решили посадить кусты жимолости на своей даче, то осень — самое подходящее время года для этого. Что вы узнаете? Какая почва подходит для этого растения. Достаточно ли иметь один кустик жимолости на участке. Какие сорта жимолости существуют. Сведения о полезных свойствах жимолости поможет решить, нужна ли она вам.

Осень, а если быть точнее, то октябрь месяц (на Кубани) наиболее подходящее время для закладки новых грядок с клубникой. Как выбрать место для новых грядок? Какую почву любит клубника? Как приобрести хорошие саженцы в питомнике, на рынке или заготовить их для посадки на собственном участке? Как правильно посадить рассаду клубники, чтобы она прижилась?

Органические удобрения, в частности, навоз, лучше всего вносить в почву на участке осенью. Как это правильно сделать на огороде или в саду под деревьями?

С сорняками мы, огородники, боремся практически весь сезон. Но хочу обратить ваше внимание на то, что осенью это можно сделать с бóльшим эффектом. Итак, сад и огород осенью — как эффективно бороться с сорняками.
11.

В статье предлагается действенный способ борьбы с проволочником, который лучше всего применить на практике поздней осенью.

Невозможно сразу же после приобретения дачи знать «на пять» всё садово-огородное дело. Ошибаться могут даже опытные дачники. А потому нелишним будет напоминание о распространенных ошибках дачников во время осенних работ в саду и на огороде.

Ошибки при выборе посадочного материала

Осенью многие садово-огородные культуры высаживаются в грунт под зиму. И здесь важно понимать, что больше - не значит лучше и качественнее. Осенью рынки и базары переполняются предложениями по продаже дешевых саженцев для сада-огорода. Не берите их десятками. Лучше покупайте саженцы у проверенных продавцов, еще правильнее - в биологических питомниках.


Есть опасность того, что закупив партию саженцев по бросовой цене, урожая от них можно совсем не получить, так как саженцы будут или слабыми, или больными, или вялыми, не подлежащими посадке под зиму. Главное, в приобретении саженцев деревьев, кустарников, многолетних цветочных культур осенью – не торопиться в своем выборе. Купите минимальное количество растений, посадите в грунт, затем можно поискать другие саженцы и других продавцов.

Ошибки в укрывании растений на зиму

Зима, как обычно в российских регионах, длинная, холодная, с резкими перепадами температур, холодными сильными ветрами, многоснежьем требует укрывания некоторых видов садовых культур на холодный период года. Для укрывания каждой культуры разработаны свои технологии укрытия на зиму. В качестве укрывных материалов применяются брезент, мешковина, полиэтилен, опавшая листва, лапник и другие материалы.

Главная ошибка в этот момент, которую допускают некоторые дачники – слишком раннее укрывание культур. Нельзя это делать в теплую осеннюю погоду по простой причине. Из-за образованного внутри укрытия при сравнительно теплой погоде конденсата на растениях может образоваться плесень, развиться грибок, жизнедеятельность некоторых насекомых. Также конденсат рано или поздно превратится в лед, а тот способен значительно подпортить жизнедеятельность и внешнее состояние садовых растений за зиму.


Укрытие растений на зимний период нужно производить перед самыми холодами, когда прогноз погоды потепления предсказывать уже не будет.

Ошибки в укрывании корней деревьев и кустарников

Другая проблема в технологии укрывания растений на зиму – забывание напрочь об укрывании корней деревьев и кустарников на холодный период года. Если зима будет с малым количеством снега и сильными морозами, то корни многих садовых культур, особенно зимующих первый год, могут серьезно пострадать.

Укрытие корней растений следует делать опилками, торфом, перемешанных с соломой, сухой травой, мульчей.

Ошибка оставления голого участка

Считается, что оставление почвы на огороде и в саду «голой», без посадок приносит положительные моменты, как например, перемерзание насекомых в них, припекание их личинок жарким зимним солнцем и так далее. Однако, здесь имеются и негативные моменты, связанные с выветриванием самой почвы, ее пересыханием, перемерзанием, связанной с этим чрезмерной перегрузкой.


Гораздо правильнее будет засеять под зиму участок огорода или сада растениями-сидератами, которые разрыхлят почву, создадут в грунте запас важных элементов для будущего выращивания культурных растений на участке, защитят грунт.

Ошибка в оставлении мусора на грядках

Имеются в виду те кучи растительного мусора, который остается после сбора урожая на участке и его прополке. Правильным было бы подсушить этот мусор с разных сторон и сжечь его или перенести в компостную кучу.


А вот оставление такого мусора на грядках, падалицы фруктовых деревьев является рассадником множества вредителей, начиная от мелких насекомых, заканчивая грызунами. Заболевания также распространяются на будущие посадочные культуры от таких вот куч разбросанного растительного мусора, забытого на участке.

Ошибка в побелке деревьев

Чаще всего садоводы белят стволы деревьев уже в зимнее время. Однако, правильнее это сделать осенью. Ведь побелка ничто иное, как защита растения от заболеваний, повреждения насекомыми, грызунами.


Особенно страдают без побелки фруктовые и хвойные деревья. Не откладывайте побелку в долгий ящик и побелите деревья в саду в межсезонье. А затем побелку в холода на деревьях можно обновить.

21 октября в ДК «Суздальский» муниципального объединения Шувалово-Озерки состоялся традиционный праздник урожая «Дары осени». На него собрались садоводы клубов «Зелёный дар - 1», «Зелёный дар – 3», «Усадебка», «Флора».

Как всегда праздник начался с осмотра экспозиции – даров дачных садов и огородов и различных заготовок на зиму, представленных участниками на конкурс. На нескольких столах, составленных в ряд, были выставлены многочисленные овощи – тыквы, кабачки, капусты, различные луки, яблоки, виноград, айва, баночки с солениями и вареньями, настойки, соки, выпечка – всё, чем богат осенью стол садоводов. Венчал этот урожайный ряд великолепный каравай из ржаной и кукурузной муки, выпеченный Людмилой Васильевной Рыбкиной из зёрен, выращенных на своём огороде. Не случайно и само торжество на этот раз проходило под девизом: «Хлеб всему голова!».

С праздником поздравили собравшихся за столами гостей праздника президент клуба «Зелёный дар» Андрей Алексеевич Комаров и директор ДК «Суздальский» Тамара Николаевна Лаптева. Потом садоводы угощали друг друга своими разносолами, домашним вином и настойками. А в это время жюри во главе с Луизой Ниловной Климцевой подводило итоги конкурса.

И началось чествование победителей и призёров. Первое место присудили Л.В. Рыбкиной. Второй стала Г.Д.Гребенко. Третье место было отдано коллективному призёру – клубу «Флора», который выставил на конкурс общую экспозицию из различных овощей и фруктов. Всем победителями вручили призы, подготовленные дирекцией ДК. Получили поощрительные призы и все другие участники, которые выставили на конкурс свои экспозиции.

А затем праздник продолжился. Своими песнями порадовал собравшихся любимый садоводами артист – участник уже нескольких таких праздников – Александр Белов.


«Планирование непосредственно образовательной деятельности
как элемента программы, обеспечивающего требования
образовательной области «Речевое развитие»
в младшей группе»
«Осенние дары огорода».
Воспитатель: Глушкова Ирина Сергеевна
Тема: «Осенние дары огорода» младшая группа.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», « Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Расширить словарный запас слов по теме: «Корзинка с овощами».(«Речевое развитие»)
2) Отработать правильное произношение и постановку ударения в словах: свекла, морковь, капуста, перец, картофель, редис.(«Речевое развитие»)
3) Способствовать интонационной культуре речи. («Речевое развитие»)
4) Совершенствовать умение образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме. («Речевое развитие»)
5) Сформировать свободное общение детей с воспитателем и сверстниками.(«Социально-коммуникативное развитие»)
6) Побудить детей действовать самостоятельно. («Социально-коммуникативное развитие»)
7) Упражнять детей в соотношении картинки и названия овоща. («Познавательное развитие»)
8) Создать детям положительно эмоциональный настрой. («Художественно-эстетическое развитие»)
9) Развить у детей навык обвода картинки (овоща) по шаблону. («Художественно-эстетическое развитие»)
10) Упражнять детей в выполнении действий в соответствии с текстом стихотворения. («Физическое развитие»)
11) Совершенствовать умение отгадывать загадки по описанию овоща («Речевое развитие»)
Методы и приемы: дидактическая игра: «Собери овощ», обведение трафаретов- практические
рассматривание картинок с изображением овощей: свекла,. морковь, капуста, перец, картофель, - наглядныеигра с мячом: «Назови ласково», отгадывание загадок- словесные
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением овощей: свекла, капуста, морковь, перец, картофель, ; карточки с изображением овощей разрезанные пополам для проведения игры; мяч; трафареты с изображенными овощами; карандаши; фломастеры; ручки.Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровое упражнение, физминутка.
Игровая Игра с правилами (дидактическая, подвижная).
Познавательно-исследовательская Рассматривание
Коммуникативная Отгадывание загадок, словесные игры.
Изобразительная Рисование.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель показывает детям картинки с изображенными на них овощами: капуста, морковь, свекла, перец, картофель, редис, называет их и просит детей по цепочке четко повторить название овощей. Дети слушают воспитателя, смотрят на картинки и по цепочке четко повторяют название овощей Дети четко называют овощи: капуста, морковь, свекла, перец, картофель, редис. Правильно соотносят картинку с названием овощей.
Обогащают словарный запас слов.
2. Воспитатель проводит дидактическую игру: «Собери овощ», предлагает
детям по желанию выбрать карточку с изображением половинки овоща. Затем по очереди найти карточку с изображением второй(недостающей) части овоща. Собрать и назвать его. Воспитатель следит за правильностью произношения и постановки ударения в словах(овощах)
Дети по желанию выбирают карточки с изображением половинки овоща. После вызываемый ребенок ищет карточку с изображением второй части овоща. Собирает и называет его. Правильно произносят и ставят ударение в названиях овощей. Закреплены названия овощей.
3. Воспитатель загадывает загадки на тему: « Корзина овощей». см. Приложение Дети слушают воспитателя, думают и отгадывают загадки. Отгадывают загадки по описанию
4. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «Капуста» см. Приложение Дети хором вместе с воспитателем проговаривают текст и выполняют движения руками по тексту. Развитие мелкой моторики рук
5. Воспитатель проводит физминутку: « Путешествие к бабушке в огород.» воспитатель зачитывает стихотворение. см. приложение Дети хором вместе с воспитателем проговаривают стихотворение и выполняют движения по тексту. Снятие эмоционального напряжения. Правильно выполняют движения по тексту, проговаривая стихотворение.
6. Воспитатель вносит в группу мяч и предлагает детям игровое упражнение: «Назови ласково». Стоя в кругу воспитатель бросает мяч ребенку называет овощ, ребенок ловит мяч, бросает его воспитателю и называет этот же овощ ласково (например: морковь- морковка, перец- перчик.)
Дети встают в круг, слушают воспитателя, ловят мяч, и называют ласково овощи. Образуют в речисуществительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Отработан навык в ловле мяча.
7. Воспитатель проводит дыхательную гимнастику: «Синьор помидор»
Воспитатель предлагает детям встать положить кисти рук на грудную клетку. На вдохе руки сопротивляются, давят на грудь. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы
препятствуют выдоху воздуха, лицо краснеет. После расслабляемся. Воспитатель демонстрирует гимнастику, проделывая упражнение сама. Повторить 3-4 раза
Дети стоя выполняют движения повторяя за воспитателем. Рационально расходуют и своевременно возобновляют запас воздуха.
8. Воспитатель предлагает детям выбрать самостоятельно, по желанию трафарет с изображением овоща, предмет которым дети будет обводить овощ (карандаши, фломастеры, ручки). Дети самостоятельно выбирают трафареты с изображением овоща, и предмет которым будут обводить шаблон. Обводят ровно по контуру шаблон. Дети ровно по контуру обводят шаблон.
Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков на тему: «Осенние дары огорода».
Приложение:
загадки на тему: «Осенние дары огорода»
Хотя я сахарной зовусь,Но от дождя я не размокла,Крупна, кругла, сладка на вкус,Узнали вы, кто я?(Свекла)
Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? (Перец)
Красный нос в землю врос,А зеленый хвост не нужен,Нужен только красный нос.(Морковь)
Закопали в землю в маеИ сто дней не вынимали,А копать под осень сталиНе одну нашли, а десять.(Картошка)
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,Целый день на животе нежится на грядке.(Капуста)
Пальчиковая гимнастика: «Капуста»
-Что за хруст? что за скрип?
-Это я капуста!
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Физминутка: «Путешествие к бабушке в огород»
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу,
Мелки камушки тешу,
Огород свой горожу,Чтоб морковку не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.

С приходом прекрасной осенней поры дачный сезон потихоньку подходит к своему завершению. Тем не менее, золотой осенью еще следует потрудиться. Комплекс садово-огородных работ в этот период несложен, но весьма обширен: хозяева собирают дары урожая, высаживают саженцы, а также готовят почву, деревья и весь приусадебный участок к зимнему отдыху.

Сентябрь

Сад

Середина сентября – это основное время для сбора большинства сортов фруктов . При этом старайтесь не допускать перезревания урожая, иначе плоды будут хуже храниться, а при сильном ветре могут сорваться и испортиться.

Степень зрелости яблок или груш удобно определить, изучив семечки внутри плода. Если они белые – фрукты срывать рано, если окрас светло-коричневый – в самый раз, если оттенок семян темно-коричневый — плоды уже переспели. Чтобы легко снять фрукты, не тяните их, а чуть подтолкните вверх, одновременно закручивая вокруг своей оси.

После 15-20 сентября начинайте обрезку растений , удалите поврежденные и больные веточки. Осенью обычно делают санитарную обрезку, она должна быть не такой интенсивной, как весной. Параллельно подгребите остатки и приступайте из листьев здоровых деревьев.

В этом месяце размножьте летнецветущие растения отводом или делением на новые отростки. А с конца сентября можно заняться посадкой молодых саженцев – внесите под них питательную смесь, хорошо полейте и замульчируйте.

При необходимости, подготовьте ямки или траншеи для весенних посадок. Их желательно обложить шифером, чтобы корни не мешали соседним кустарникам.

Пока нет заморозка, подкормите плодово-ягодные деревья фосфорными и калийными препаратами, затем . Азот осенью вносить нельзя.

Со второй половины сентября можно удобрить плодовые деревья (для взрослых экземпляров до 2 кг под ствол, раз в несколько лет). Для этого по контуру приствольного круга сделайте канавку, засыпьте туда золу, затем заделайте все землей.

Если у вас растет земляника , то следует подрезать ее листики, а затем подкормить жидким навозом или комплексным удобрением.

Для клумбы сентябрь – это время высадки , которые цветут весной: , крокусы и пр. Также в этом месяце начинается зимняя (ранняя) .

При наличии не сливного искусственного пруда накройте его от падающих листьев. Также поухаживайте за : внесите осеннюю подкормку, сделайте аэрацию, подровняйте границы, заложите новую лужайку и т.д.

Огород

Капусту среди основных овощей обычно убирают позже, так как она легче всех переносит заморозки. А чтобы уберечь кочаны от растрескивания в дождливую погоду, слегка надорвите их корни, чуть вытянув из земли.

  • Совет: Наиболее подходящий день для проведения работ в саду и огороде выбирайте по .

Октябрь

Работы в саду

В октябре продолжайте санитарную обрезку деревьев и кустарников . Очистите стволы и скелетные ветки деревья от поврежденной коры, мха, лишайника. Побелите деревца, чтобы уберечь их от мороза, солнечных ожогов и жучков. В извёстку можно добавить немножко костного клея и красной глины – это предохранит побелку от смыва при длительных дождях. Дупла обработайте садовым варом.

В октябре следует заранее установить опоры, каркасы, сделать подвязки . Малину, или виноградную лозу до наступления заморозков следует пригнуть, привязав к колышкам или к раме, а вот укрыть их лучше позже, уже по первому морозу.

Для защиты от грызунов оберните и подвяжите к нижней части стволов садовых деревьев рубероид или специальную сетку. Особенно это важно для молодых растений.

До середины октября продолжайте размножать и пересаживать молодые деревья (при условии, что они уже сбросили листья) или высаживать на постоянное место , смородины, ежевики, крыжовника или жимолости.

Если у вас есть гладиолусы, канны или георгины – самое время их выкопать и отправить на хранение в погреб в таре с сухим песком или опилками. Также в октябре посадите луковицы однолетников , которые будут цвести летом (лилейник, аллиум, монтбреция, и пр.).

После всех работ соберите и выбросьте крупный мусор и ветки. Гнилые и опавшие плоды, листья больных растений нужно обязательно вынести подальше или сжечь. Листву здоровых деревьев снова сгребите и перенесите в компостную кучу, хорошо все утрамбуйте.

Наконец, в октябре почистите водостоки в доме, занесите в пристройку летнюю садовую мебель, подметите , утеплите дымоход и пр.

Работы на огороде

В первой половине октября выкопайте оставшиеся корнеплоды : , свеклу, редьку и пр.

При наличии теплицы подготовьте ее к зиме: проверьте все элементы, очистите, сделайте дезинфекцию хлорной известью (300 г/10 л.).

Также окончательно уберите огород на открытом грунте.

Если грядки небольшие, их можно на зиму вскопать. При необходимости, внесите удобрения под весеннюю посадку. Грунт можно прикрыть темной пленкой, чтобы земля быстрее прогрелась и меньше засорялась сорняками.

Ближе к концу октября или даже в начале ноября, за 3 недели до первых морозов и при постоянной температуре около +5С, приступайте к посадке тюльпанов и ( , озимый чеснок, щавель, лук, салат, сельдерей, укроп и др.). Высаживайте их чуть больше от плана, так как часть семян может погибнуть.

Ноябрь

Сад

Перед первыми заморозками присыпьте приствольные круги деревьев торфом или подсушенным компостом слоем в 4-7 см.

При появлении первых устойчивых морозов укройте теплолюбивые растения укрывным материалом – лапником, агроволокном и пр. Не забудьте, что соорудить каркасы или пригнуть ветки нужно загодя, в октябре, еще при плюсовой температуре.

Сделайте 1-2 удобные кормушки для птиц и после выпадения снега начинайте потихоньку их . Это доброе дело, к тому же пернатые друзья всегда помогут вашему саду избавиться от вредителей.

Огород

Грядки с растениями подзимнего сева мульчируйте торфом, компостом, соломой или листьями. Сделать это нужно, пока не выпал первый снег.

На этом осенние хозяйственные работы на даче завершены. Теперь все растения и земля могут спокойно зимовать, дожидаясь теплых и солнечных весенних дней.