Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака. Нравственное падение Эжена де Растиньяка (о романе «Отец Горио» О

Тема «проклятой страсти» к зо-лоту переплетается в романе «Отец Горио» с другой не менее важ-ной темой, которую можно сфор-мулировать как проблему нравственного становле-ния личности. Художественное исследование данной проблемы является главным для всего эпического цикла романов «Человеческой комедии». И первая встреча читателя с одним из центральных героев этого цикла происходит именно в романе «Отец Горио», и именно в момент его нравственного ста-новления.

Эжен де Растиньяк, отпрыск обедневшей дворян-ской семьи, приезжает из французской провинции в столицу с большими и честолюбивыми замыслами. Честный, искренний, нежно привязанный к своей семье юноша сталкивается с жестоким миром собст-венников, с той роскошью и жаждой наслаждений, которые «источает, как заразу», Париж — столица контрастов, «новый Вавилон», «вселенская блудница».

Первая встреча с Парижем вызывает у Рас-тиньяка массу противоречивых чувств. Он, привык-ший к тому, что «семья питается не столько белым хлебом, сколько похлебкой из каштанов, папаша бережет свои штаны, у мамаши — от силы одно платье для зимы и одно для лета, а сестры ходят в чем придется», ошеломлен резким контрастом меж-ду своим убогим существованием и блеском па-рижского света, куда он попадает благодаря род-ственным связям с высокородной виконтессой Босеан.

Аристократические особняки Сен-Жермена мгно-венно завладели воображением юноши, и «демон роскоши уязвил его сердце». Он жаждет счастья, а счастье там, за воротами этих богатых особняков. Там жизнь, там карьера, золото, слава, признание. Он достаточно честолюбив и умен, и у него есть шанс. Вот только одна досадная мелочь: он распо-лагает всего ста тридцатью франками на три месяца жизни. Этого катастрофически мало, чтобы сделать первый шаг к успеху. Нужны деньги, нужны при-личные костюмы, позволяющие посещать аристокра-тические салоны. Но где же их взять?

«Лихорадка наживы» постепенно, но уверенно овладевает душой юного провинциала. И Растиньяк совершает первую, пока еще невинную жестокость. Прекрасно понимая, что посягает на последние гро-ши родителей, он обращается за помощью к ма-тери. Но в то же время он еще не осознает, нас-колько безнравственна его просьба. «Завоевать свет» для него пока еще вопрос чести, а собственные эгоистические устремления оправданы страстным же-ланием осуществить надежды, возложенные на него семьей. «Дело идет о том, — пишет он матери, — пробью ли я себе дорогу или останусь барахтаться в грязи. Я знаю, сколько надежд вы возложили на меня, я хочу осуществить их побыстрее».

Мир, который решил завоевать Эжен де Рас-тиньяк, вызывает у него одновременно и отвра-щение, и восхищение. Честное сердце бедного юно-ши, потрясенное судьбой старика Горио, взывает к отмщению: он готов нанести этому жестокому об-ществу чувствительный удар. Негодование и состра-дание вселяют в него решимость одержать победу над высшим светом, но одновременно он приходит к безнравственному выводу — для достижения этой це-ли все средства хороши. Он пока даже не по-дозревает, что этот путь неизбежно приведет его к утрате благородных чувств, которые незаметно для него самого отступят, растают как дым перед пу-стым и всепоглощающим тщеславием.

Психологически молодой герой Бальзака меняет-ся не сразу. Вначале он покровительствует несча-стному отцу Горио, мечтает о большой любви и вообще переполнен самыми идиллическими чувства-ми. Но «проклятая страсть» к золоту уже испод-воль овладевает всеми его помыслами: его привлека-ет как сама мадемуазель Тайфер, так и возможность получить за нее целое состояние. Отказываясь, во-преки своим честолюбивым планам, от предложения Вотрена подстроить убийство брата мадемуазель Тай-фер, Растиньяк в то же время в самом пред-ложении бывшего каторжника не видит ничего про-тивоестественного человеческой природе. Нет, его еще мучают сомнения, и, желая разрешить их, он обращается к своему приятелю, студенту-медику Бьяшону с вопросом о том, читал ли тот Руссо: «Помнишь то место, где он спрашивает, как бы его читатель поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае како-го-нибудь старого мандарина и благодаря этому сде-латься богатым?» Бьяшон честно отвечает: «Нет». Но Растиньяк предлагает ему поразмыслить и почти буквально приводит доводы Вотрена, оправдывающие убийство: «У меня две сестры — два ангела красоты и непорочности, и я хочу, чтобы они были счаст-ливы... В жизни бывают такие обстоятельства, ко-гда необходимо вести крупную игру...» Но даже Бьяшон в своих рассуждениях над вопросом друга невольно подтверждает мысль Вотрена о том, что между устремлениями каторжника и «человека выс-шего порядка» практически нет никакой разницы: «Ты ставишь вопрос, который возникает перед каж-дым, кто вступает в жизнь, и этот гордиев узел хо-чешь рассечь мечом. Для этого... надо быть Алек-сандром, в противном случае угодишь на каторгу». Материал с сайта

Сознание Растиньяка формируется под воздей-ствием окружающих его людей. И взгляды бывшего каторжника Вотрена, и философствование виконтес-сы Босеан, отражающие дух времени, не являются для него принципиально неприемлемыми. Он сам уже кое-что понял в этой жизни, поэтому поучения виконтессы созвучны его собственным убеждениям и не вызывают у него чувства раздражения: «Чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете, — советует юноше виконтесса Босеан. — Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните, не жалея, пусть мрут на каждой станции...»

В более грубой форме, но столь же откровенно и цинично, как и виконтесса Босеан, указывает Растиньяку на единственно возможный в этом обществе путь к успеху и Вотрен. Для этого необходимо «обольстить женщину, чтобы взобраться на ту или иную другую ступеньку социальной лестницы, по-сеять раздор в семье между детьми,— словом, пойти на все мерзости, которые совершают шито-крыто, но так или иначе в целях личной выгоды или на-слаждения».

Так, постепенно, у Растиньяка исчезают послед-ние иллюзорные представления о человеческих отно-шениях. А печальная судьба отца Горио ставит окончательно точку в его внутреннем споре с Вотреном. Париж, увиденный им с высот кладбища Пер-Лашез, отныне станет и его миром, в котором он должен жить и который он должен завоевать. Он уже знает, что этот мир беспощадно жесток и циничен, что в нем все покупается и продается, что в этом мире побеждает только тот, кто способен переступить через самые святые понятия, и он уже был готов бросить этому миру вызов: «А теперь кто победит, я или ты?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бальзак роман отец горио
  • бальзак растиньяк школа жизни и образование
  • эжен де растиньяк
  • нравственная проблематика в отец горио
  • растеньяк характеристика

РАСТИНЬЯК

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея <...> и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен.

Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех.

В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Л.И.Володарская


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАСТИНЬЯК" в других словарях:

    растиньяк - а, м. Rastignac. Тип элегантного карьериста. От имени литературного героя Бальзака, впервые описанного им в Отце Горио. Символ беспринципного авантюриста. А в это время позвонил автор и сообщил, что скоро игорек переселяется в новое произведение … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Растиньяк (значения). Эжен де Растиньяк Eugène de Rastignac … Википедия

    Растиньяк: Эжен де Растиньяк один из центральных героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Шато де Растиньяк усадьба XIX века в Ла Башельри, неподалёку от Бордо, Франция.… … Википедия

    Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, ‒ 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе… …

    I Бальзак (Balzac) Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным… … Большая советская энциклопедия

    БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… … Литературная энциклопедия

    Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года «Человеческая комедия» (фр. La Comédie humaine … Википедия

    Le père Goriot … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль. Его можно было бы перевести как … Википедия

Книги

  • Миры Филипа Фармера. Том 11. Любовь зла. Конец Времени. Растиньяк-Дьявол , Филип Фармер. Включенные в этот том романы и повесть объединены общим миром будущего, в котором после опустошительной войны власть захватила тоталитарная секта, подавляющая всечеловеческие стремления и…

Перу великого французского писателя Оноре де Бальзака принадлежит грандиозная эпопея под говорящим названием «Человеческая комедия», в которой персонажи появляются и кочуют из одного произведения в другое, в каждом из романов их характеры раскрываются с новой стороны, мерцают перед нами новыми гранями, подобно драгоценным камням, которые при преломлении света сияют с новой силой, переливаясь новыми цветами, доселе неведомыми. За его героями, которые появляются и переходят из одного произведения в другое очень интересно наблюдать, прослеживая их духовную эволюцию, которая происходит под влиянием тех или иных жизненных ситуаций и событий.

Одним из таких персонажей, с которым мы знакомимся на страницах романа Оноре де Бальзака «Отец Горио », первом романе, открывающем собой грандиозную эпопею, является Эжен де Растиньяк. Он приезжает из провинции покорять Париж двадцати двух лет от роду, полный самых прекрасных побуждений, желая достичь успеха в жизни, добившись благосостояния, лишь благодаря своему собственному труду. Но столица приготовила на его жизненном пути множество искушений и соблазнов, которые ему придется преодолеть, решив для себя, стоит ли идти на сделки с собственной совестью.

Даже само место его обитания, в котором сосредоточены все действующие персонажи романа, пансион госпожи Воке уязвляет в самое сердце его тщеславие, поскольку атмосфера в нем чрезвычайно отдает затхлостью, ветхостью и неприкрытой нищетой, из которой Растиньяк страстно желает выбраться, его прельщает высшее общество, с его изящными манерами и роскошными экипажами, где каждый предоставлен самому себе, а не вынужден прозябать, подобно постояльцам пансиона. Его мучает вопрос о том, как добиться заветной цели. И тут на помощь приходят уроки виконтессы де Босеан и Вотрена, которые приоткрывают завесу тайны, преподнося ему безжалостную истину законов жизни в высшем свете. Но совесть Растиньяка стоит словно страж на его дороге духовного развращения, не давая ему свернуть с пути истинного.

Он проявляет истинную заботу, словно сын, ухаживая за папашей Горио , вызывая восхищение читателей. Но по мере развития действия, совесть его постепенно сдает позиции, уступая место крушению иллюзий о честном труде, который не приводит к истинному большому успеху. В финале романа он смотрит на Париж, раскинувшийся у его ног, словно на жужжащий улей и, объятый гордыней, жаждет завоевать его, проникнув в самые высшие его сферы. И, как мы увидим из последующих произведений, в которых еще будем не раз встречать Растиньяка, ему это удастся.

Эжен де Растиньяк – молодой провинциал, приехавший в Париж, чтобы сделать там карьеру. Выбор жизненного пути в романе воспитания – всегда важнейшая стадия в жизни молодого человека. Его учителя: Вотрен, госпожа де Босеан, отец Горио.

Эжену предлагаются разные планы сделать карьеру, но все эти планы – циничны.

План Вотрена: основан на знании законов современного Общества. Это возможное родство дочери нувориша и бедного, но знатногодворянина . Он возможен, но связан с убийством (объяснить). Философия Вотрена вначале пугает Эжена – это спекуляция на принципах позитивистской философии, которая учит циничному практицизму по принципу: «С волками жить – по волчьи выть». Вотрен: «Добродетель … она не делится на части; она либо есть, или ее нет»; «Честностью нельзя достичь ничего»; «Принципов нет, а есть события; законов нет – есть обстоятельства».

Второй план предлагает ему его родственница виконтесса де Босеан: следует заключить сделку с женщиной- «воспользуйтесь Дельфиной в своих целях».

По существу, планы имеют много общего, что указывает на общность нравов как верхов, так и низов. Общество функционирует по одним и тем же законам. Только неожиданное событие – арест Вотрена - помогает Эжену избежать участия в преступлении.

Но Эжен фактически становится соучастником «изящного отцеубийства», так поселяется в квартире, купленной отцом Горио для любовников на последние деньги.

В отличие от дочерей, Эжен в этом романе искренне ощущает свою вину перед отцом Горио. Участие в похоронах Горио. Но он не осуждает дочерей Горио, а решает подражать им.

Итак, главный акцент в романе сделан на выборе жизненного пути. Эжен решает покорить Париж любой ценой: «Свет представлялся ему океаном грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустив в него кончик ноги».

Судьба Растиньяка – пример обманчивого счастья, купленного ценой утраты своих моральных качеств Он самый известный и самый типичный бальзаковский герой.

Роман «Отец Горио», в отличие от романа Стендаля, является ярким образцом «романа совращения», вариантом романа карьеры. Об этом свидетельствует последующая история Растиньяка, которая будет описана эпизодически еще почти в 20 романах Бальзака. История его обогащения : он станет компаньоном мужа своей любовницы и отберет у него половину его состояния. История его карьеры: от секретаря в министерстве до пэра Франции. Его семейная жизнь: через 20 лет связи с Дельфиной Нусинген он женится на ее дочери Августе (высш ая степень цинизма).

Сравните между собой истории жизни Жюльена Сореля и Эжена де Растиньяка.

«Хотя он умел обращаться со своим гардеробом и в будни донашивал прошлогоднюю одежду, все же он мог иногда принарядиться, как это подобает светскому молодому человеку».

Бальзак, «Отец Горио».

«Мои буржуазные романы трагичнее ваших трагедий!» - бросил как - то Бальзак вызывающую фразу писателям - романтикам. Он с полным правом мог назвать свои романы трагическими. Почти все герои его книг испытывают на себе жестокое и разрушительное действие капиталистического строя с его безграничной властью денег. В особенности новичков, молодых людей, вступающих в жизнь, мнет как глину, неумолимо коверкает эта всевластная сила, управляющая обществом.

Герои Бальзака одержимы страстью к деньгам.

Молодые люди буржуазного общества, начиная жить, видят, что деньги - ключ, открывающий все двери. Деньги приносят положение в свете, удачу, влияние, блеск, наслаждение, они одни могут удовлетворить честолюбие. Это не причуда романиста, наделившего своих персонажей одной всепоглощающей страстью: власть денег и обусловленную ею войну всех против всех Бальзак видел вокруг себя. Трагедий, которыми полны его романы, он не выдумал: писатель был только «естественным историком» современного ему общества.

Детские и юношеские годы Бальзака (родился в 1799 году, умер в 1850 году) врезались в память писателя. Они были богаты историческими событиями. Еще не отзвучали отголоски социальных и культурных потрясений, вызванных Великой французской революцией, как по всей Европе прокатился гром наполеоновских пушек. Рушился старый мир, мир феодальный, мир властной и привилегированной аристократии. На смену ей пришла буржуазия: власть промышленного капитализма наложила свою печать на все области жизни. Тогда - то и обнаружилось всемогущество денег. И сам Бальзак, принадлежавший к буржуазии, которую революция сделала хозяином общества и государства, бросился подобно своим героям в борьбу за жизнь, за карьеру, за богатство. Он сам испытал всю изнурительную тяжесть этой борьбы.

Бальзак отличался упорством и силой воли. На его глазах безвестный корсиканец превратился во всемогущего императора Наполеона. В комнате Бальзака стояла статуэтка Наполеона, и на ножнах шпаги писателя красовалась горделивая надпись: «То, чего он не мог завершить шпагой, я исполню пером». Всю свою жизнь посвятил Бальзак осуществлению этой честолюбивой мечты. Он работал, не переставая, и написал 80 томов, в которых живет около трех тысяч персонажей.

В творчестве Бальзака всесторонне отразилось общество, в котором он жил и боролся. Он стремился изобразить его с правдивостью и точностью историка, разложить его, как химик, на составные части, найти управляющие им социальные законы. С этой целью он принялся за целые серии романов, объединенных названием «Человеческая комедия». Он не выполнил своего плана целиком, но и то, что он сделал, достаточно грандиозно. Энгельс писал, что Бальзак дает в «Человеческой комедии» самую замечательную «реалистическую историю французского общества». Тэн признавал, что Бальзак - «величайшее хранилище документов, относящихся к человеческой натуре». Золя говорил, что Бальзак «извлек из денег весь страшный пафос, в них заключающийся», что «он создал натуральный роман, точное изучение общества... со смелостью гения изобразил в своей обширной фреске целое общество, списанное с того, которое было у него перед глазами...»

В 1834 году Бальзак написал один из замечательнейших своих романов - «Отец Горио». В этом романе обнажены все пружины, двигающие буржуазным обществом. Бальзак наряду с драмой отца Горио показал судьбу молодого человека XIX века, вскрыл процесс его формирования. Результатом этого процесса было то внутреннее опустошение при внешнем благополучии, которое трагичнее всяких трагедий. Такова история молодого Растиньяка.

Бальзаковского Растиньяка критики обычно определяют как карьериста и честолюбца. По существу это верно, но Растиньяк не сразу стал таким. Важно проследить, почему Растиньяк превратился в карьериста и какой ценой он заплатил за свое благополучие.

Двадцатидвухлетний юноша, сын бедного провинциального дворянина, попадает в Париж, куда родители отправили его «с большими надеждами и малыми деньгами». Бедный скромный студент поселяется в дешевых меблированных комнатах.

Новичок Растиньяк - типичный провинциальный молодой человек. Им еще целиком владеют иллюзии детства. Мягкость, кротость, скромность, доброта - вот черты его характера. Получив от матери и сестры письмо, свидетельствующее об их самопожертвованиях ради него, он восклицает: «О да, да, надо работать во что бы то ни стало! Эту любовь не оплатишь никаким сокровищем. Я хотел бы принести им разом все счастье, какое есть на земле...»

Растиньяк хочет добыть счастье и для самого себя. У него грандиозные планы, он ощущает в себе силы для того, чтобы выбиться из оскорбительной нужды и завоевать независимое положение в обществе. Но как это трудно осуществить!...

С одной стороны - «светский» Париж, в который он вступает, «безумная пышность, мотовство, содержанки... вопиющий блеск», а с другой - пансион, в котором он живет, - «зловонная столовая, где восемнадцать нахлебников, собравшись, как животные в хлеву, готовились сесть за стол».

Жизнь учит его на каждом шагу, что завоевать мир - это значит прежде всего завоевать деньги.

По дороге к дому мадам де Ресто - светской женщины, в салоне которой он надеялся начать свою карьеру, - бедный студент ступил в лужу и вынужден был вернуться, чтобы чистильщик обуви привел его в порядок. «Будь я богат, - сказал он, - я поехал бы в карете и мог бы мечтать в экипаже, сколько мне угодно». В другой раз, оскорбленный презрением, с которым закрыли перед ним дверь ее дома, Растиньяк решает про себя, что все - таки он будет встречать мадам де Ресто во всех салонах, где она бывает. Но он забыл, что для того, чтобы бывать в этих салонах, нужны деньги. «А где деньги? - спросил он себя. - Где ты возьмешь их?» С такой же горечью герой другого романа Бальзака («Погибшие мечтания»), молодой неудачник Люсьен, восклицает: «Боже мой, всюду золото! Золото - единственная сила, перед которой преклоняется свет...»

На глазах Растиньяка разыгрывается потрясающая драма старика Горио.

Горио - буржуа, наживший состояние спекуляциями во времена революции. Но для него дороже всего семья. Потеряв жену, он всю любовь и нежность отдает двум дочерям. Все свое состояние он делит между дочерьми и выдает их замуж: одну за графа де Ресто, другую - за банкира Нюсингена, - а сам поселяется доживать свои дни в меблированных комнатах. Но неблагодарные и бессердечные дочери, которых Горио «компрометирует» в свете, отвергают отца... Занятые светскими интригами, они не приезжают к отцу даже тогда, когда он чувствует приближение смерти. Перед смертью Горио взывает: «Ах, если бы я был богат, если бы я держал деньги у себя, если бы не роздал их, - дочери были бы здесь, они лизали бы мне щеки своими поцелуями... они плакали бы, и мужья их проливали бы слезы, и дети их... За деньги можно купить все, даже дочерей. О деньги, где же вы?»

Пока развертывается эта драма, Растиньяк испытывает еще одно сильное переживание. Его сосед по пансиону, беглый каторжник, анархист Вотрен, раскрывает ему глаза на механизм буржуазного общества.

Он поучает молодого человека: «Быстрое обогащение - вот задача, которую пытаются разрешить в настоящую минуту пятьдесят тысяч юношей, находящихся в вашем положении. Вы один из этого легиона. Судите же о предстоящем вам усилии и о ярости битвы. Вам нужно сесть друг друга, как паукам в банке, раз нет 50 тысяч хороших мест. Знаете ли, как себе пробивают здесь дорогу? Блеском гения или изворотливостью порока. Нужно ворваться в эту человеческую массу, как пушечное ядро, или проскользнуть в нее, подобно чуме. Честность не ведет ни к чему...»