Исследование самооценки и коммуникативной компетентности подростков. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) Методика г н казанцевой

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

№ п/п

Суждения

Очень часто
(4)

Часто
(3)

Иногда
(2)

Редко
(1)

Никогда
(0)

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня

Постоянно чувствую свою ответственность за работу

Я беспокоюсь о своем будущем

Многие меня ненавидят

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие

Я беспокоюсь за свое психическое состояние

Я боюсь выглядеть глупцом

Внешний вид других куда лучше, чем мой

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми

Я часто допускаю ошибки

как жаль, что я не умею правильно говорить с людьми

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще

Я слишком скромен

Моя жизнь бесполезна

У многих неправильное мнение обо мне

Люди ждут от меня очень многого

Люди не особенно интересуются моими достижениями

Я слегка смущаюсь

Я чувствую, что многие не понимают меня

Я не чувствую себя в безопасности

Я часто волнуюсь и напрасно

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди

Я чувствую себя скованным

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной

Я уверен, что люди почти все воспринимают легче, чем я

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность

Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди

Как жаль, что я не так общителен

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность

Проведение исследования

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  1. очень часто – 4 балла;
  2. часто – 3 балла;
  3. иногда – 2 балла;
  4. редко – 1 балл;
  5. никогда – 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

  1. 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
  2. 26-45 баллов – средний уровень самооценки;
  3. 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Цель: исследование самооценки ученика подросткового возраста.

Процедура проведения:

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да»(+), «нет»(-), «не знаю»(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Обработка: подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Стимульный материал

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Процедура проведения: тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка: При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам

1--- 7--- 13--- 19--- 25 + 31--- 37--- 43 + 49--- 55---
2--- 8--- 14--- 20 + 26--- 32--- 38 + 44 + 50--- 56---
3--- 9--- 15--- 21--- 27--- 33--- 39 + 45--- 51--- 57---
4--- 10--- 16--- 22 + 28--- 34--- 40--- 46--- 52--- 58---
5--- 11 + 17--- 23--- 29--- 35 + 41 + 47--- 53---
6--- 12--- 18--- 24 + 30 + 36 + 42--- 48--- 54---

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Инструкция испытуемому : «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника
  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов . Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция . Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

Инструкция:

«Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника:

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение,

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

16 Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка и анализ результатов:

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 предположительно свидетельствует о низкой общей самооценке; от -3 до +3 - о средней самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

4. Анкета на выявление волевых качеств личности

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) регулярно занимаюсь утром зарядкой;

б) время от времени занимаюсь;

в) не занимаюсь.

2. Отстаиваете ли вы свое правильное мнение перед товарищами и взрослыми, которые ошибаются?

а) всегда отстаиваю:

б) иногда пробую отстаивать, но не всегда это удастся:

в) не пытаюсь отстаивать.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

а) в любой ситуации:

б) не всегда, в зависимости от ситуации:

в) не умею.

4. На собраниях вы смело высказываете свое мнение, критикуете недостатки своих товарищей?

а) всегда, если есть свое мнение;

б) иногда решаюсь высказать;

в) никогда.

5. Бывают ли, что неудачные попытки при решении задачи, разучивании упражнения и т.п. мобилизуют вас на достижение поставленной цели?

а) всегда мобилизуют;

б) иногда заставляю себя решить;

в) практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а) в основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде;

б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

в) не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

а) способен;

б) делаю это нерегулярно:

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а) практически всегда;

б) только иногда:

в) практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) способен:

б) способен лишь в редких случаях;

в) не способен.

10. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?

а) достаточно отчетливо проявляется;

б) проявляется, но от случая к случаю;

в) не проявляется.

11. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит действенный характер?

а) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;

б) попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю;

в) никаких попыток не предпринимаю.

12. Имеется ли у вас какая-либо программа по самовоспитанию?

а) имеется;

б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

в) никакой программы нет.

13. Свойственна ли вам привычка доводить свои дела до конца?

б) не все дела довожу до конца;

в) очень редко довожу дело до конца.

14. Плакируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, каникулы) или действуете как придется?

а) чаще всего планирую;

б) планирую иногда:

в) практически никогда не планирую.

15. Умеете ли сдерживать свои чувства?

а) в основном умею;

б) иногда не сдерживаюсь;

в) как правило, не сдерживаюсь.

16.Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое са ми считаете важным?

а) Как правило, умею;

б) не всегда умею;

в) не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

б) пытаюсь, но только от случая к случаю:

в) не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

б) делаю очень мало;

в) ничего не делаю.

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам а, б, в:

а=….; б=….; в =….

Сумма полученных баллов а + б + в = ... характеризует выраженность волевых черт характера. При этом а = 2 балла, б = 1 балл, в = 0.

Если вы набрали: более 30 баллов - уровень развития волевых качеств очень высокий; 25-30 - высокий; 20-24 - средний; 10-19 - низкий; менее 10 - волевые качества не получили развития.

Изучение общей самооценки

опросник Казанцевой Г.Н.

Предварительный просмотр:

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

Изучение общей самооценки казанцевой гН

Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ. Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

  • психические процессы,
  • эмоциональная сфера,
  • личностная сфера,
  • сфера межличностных отношений.
  • Для заполнении графы — сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1.

    Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

    Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1).

    Типы школьной адаптации

    Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

    Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

    Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я - школьник).

    На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.

    На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.

    На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка-уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

    Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

    • Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
    • Тест прогрессивных матриц Равена
    • Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
    • Цветовой тест Люшера
    • Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
    • Методика «Исключение лишнего»
    • Методика » Простые аналогии»
    • Методика «3аучuвание 10 слов»
    • Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
    • Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
    • Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
    • Методика «Лесенка»
    • Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
    • Изучение самооценки личности старшеклассника
    • Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
    • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
    • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
    • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
    • Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)
    • Опросник мотивации (2-5 класс)
    • Опросник «Учебная мотивация» (5 — 8 класс)
    • Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
    • Анкета «Мои интересы»
    • Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
    • Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)

    Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска.

    Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________

    Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________

    ФИО родителей _______________________________________________________________

    Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________

    Тип семейного воспитания________________________________________________________

    Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________

    Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________

    Состояние здоровья ребенка______________________________________________________

    Общее развитие, отклонения______________________________________________________

    Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________

    Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________

    Сложности в обучении___________________________________________________________

    Сложности в воспитании_________________________________________________________

    Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________

    Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________

    Представления о будущем________________________________________________________

    Посещение коррекционных занятий_________________________________________________

    Результаты проведенных исследований_______________________________________________

    Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________

    Результаты коррекционной работы__________________________________________________

    Дата заполнения карты___________________________________________________________

    Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика »

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Парцхаладзе Лика Нодариевна

    В статье представлен анализ особенностей самооценки младших школьников, а также анализ результатов полученных после проведения коррекционных занятий. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности.

    The article presents the analysis of the characteristics of the self-esteem of younger pupils, as well as the analysis of the results obtained after carrying out the correction-ment practice. In this case, the level of self-esteem acts as an indicator of mental health of the younger generation. The family in the first place can help the child to overcome the objective difficulties.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Парцхаладзе Лика Нодариевна,

    Текст научной работы на тему «Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника»

    научно-методический электронный журнал

    Парцхаладзе Лика Нодариевна,

    студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

    Аннотация. В статье представлен анализ особенностей самооценки младших школьников, а также анализ результатов полученных после проведения коррекци-онных занятий. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности. Ключевые слова: самооценка, младший школьник, стиль семейного воспитания. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

    Теоретические предпосылки изучения проблемы влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника мы изучали по многим источникам, но в этой статье ограничимся работами тех авторов, которые указаны в ссылках (Ананьев Б. Г., Аспер К., Бернс Р., Богомолова Н. Н., Гамезо М. В., Петрова Е. А., Долгова В. И., Овчарова Р. В., Цветкова Н. В., Захарова А. В., Андрушенко Т. Ю., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В., Ительсон Л. Б., Липкина А. И. ). Анализ этих работ помог нам систематизировать теоретическую базу исследования, которую и представим далее.

    Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельности

    В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности.

    Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников.

    Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения — быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя.

    Занятия в школе порождают и новые переживания — желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок.

    Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности -и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими

    Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

    науш.о-методический электронный журнал

    людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

    В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания, проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.

    Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах — праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами

    В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми — это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

    Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же изменения происходят в самооценке младшего школьника?

    С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

    Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя — в отношении всего того, что связанно со школой.

    Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел.

    Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

    Материалы и методы

    Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ гимназии № 1 г. Челябинска, в 4-м классе классе в 2014-2015 гг. Общее количество испытуемых -25 человек.

    Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

    В исследовании влияния самооценки младших школьников был использован комплекс методов и методик:

    1. Теоретические: обобщение и анализ психолого-педагогической литературы.

    2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: «Исследование самооценки и уровня притязаний» Т. Дембо и С. Л. Рубинштейн; опросник «Изучение общей самооценки» Н. Г. Казанцевой, проективная методика

    Парцхаладзе Л. Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 01. — ART 75041. -0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/75041.htm. —

    Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X.

    ART 75041 УДК 159.9

    3. Математико-статистический метод Спирмена. Результаты и обсуждение

    Результаты методики «Изучение общей самооценки» Н. Г. Казанцевой

    Наглядно эти данные представлены на рисунке и в таблице.

    Количество детей в%

    100% 90% 80%)%)% 0% 0% 30% 20% 10% 0%

    Исследование уровня самооценки

    Мы получили следующие результаты: из общего количества детей -32% имеют высокий уровень самооценки; 56% имеют средний уровень самооценки; 12% имеют низкий уровень самооценки.

    Результаты исследования самооценки качеств личности (Дембо — Рубинштейн)

    По- Качества личности Средний Уровень

    ряд- Доб- Чест- Сообрази- Тру- Щед- Любозна- Общи- балл

    ко- рота ность тельность долю- рость тель- тель-

    вый бие ность ность

    1 4 2,5 3 4,5 4 3,5 5 3,8 Ср

    2 4 3,5 2,3 5 3,5 0,5 4,3 3,3 Ср

    3 2,5 2 2 2,3 1,3 5 4,5 2,8 Низ

    4 3,5 3 2,5 2,6 3,5 1,5 3 2,8 Низ

    5 3,5 4,2 2,5 4,5 4,3 5 4,7 4,1 Выс

    6 4,5 4 2,6 4,5 4,5 5 5 4,3 Выс

    7 3,5 3 3 5 2,5 3,2 5 3,6 Сред

    8 3 2 3 5 4 5 5 3,8 Сред

    9 3,5 4 2,7 4,5 5 4 5 4,1 Выс

    10 2,5 2 2 4 3,5 2 4,5 2,9 Низ

    11 2 2,5 2,5 5 2,5 3 5 3,2 Сред

    12 4,5 4 2,5 4 4,5 4,5 5 4,1 Выс

    13 3,5 4,5 5 5 4 4,5 5 4,5 Выс

    14 4 3,5 2,5 4,5 4,5 3,5 4,5 4 Выс

    15 3,5 3 3 4,5 4 3,5 4,5 3,7 Сред

    16 3,5 4,6 5 4,5 2,6 3,5 3 3.5 Сред

    17 3,5 2,5 2,5 4,5 4,5 4 3,5 3,7 Сред

    18 3,5 3 3 5 2,5 3 4,5 3,5 Сред

    научно-лштодический электронный журнал ART 75041 УДК 159.9

    Парцхаладзе Л. Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 01. — ART 75041. -0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/75041.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X.

    19 4,5 2,3 3 5 4,5 3 5 3,9 Сред

    20 4 2,5 1 2 4,5 3 5 3,1 Сред

    21 3,5 2 3,5 4,5 4,5 5 5 4 Выс

    22 3,5 2,5 2 5 2,5 3 5 3,4 Сред

    23 5 3 2,5 3,5 2,5 4,5 5 3,7 Сред

    24 3,5 2,5 3 4 4,5 4,5 2,5 3,5 Сред

    25 4,5 4,5 5 5 4,5 3,7 5 4,6 Выс

    Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

    Так что помимо индивидуальных представлений родителей о том, каков должен быть их ребенок, в их воспитании в той или иной степени реализуется модель, лежащая в окружающей культуре.

    А когда ребенок подрастает, попадает в школу и движется дальше, дальше от семьи, он испытывает на себе много чужих влияний, которые тоже отражаются на его самооценке.

    Это отношение учителей, мнения ровесников, возникающие новые авторитеты (реальные люди, герои книг или фильмов, музыкальные исполнители), веяния моды.

    Самооценка — вещь гибкая (недаром такой популярностью пользуются тренинги уверенности в себе).

    Становясь более зрелым, человек постепенно стряхивает с себя слои семейных и социальных влияний, которые не соответствуют ему самому: он вырабатывает собственную позицию.

    И именно из нее отвечает на вопрос: кто я в действительности, как я к себе отношусь, что ждет меня в жизни.

    Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа.

    В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует — школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.

    Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

    Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

    Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

    Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей.

    Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка.

    Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

    Второй вариант — демонстративность — особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.

    Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».

    Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.

    Третий вариант — «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности.

    Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.

    Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

    При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

    1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

    2. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. — М.: Добросвет, 2008.

    3. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,- 2006.

    4. Богомолова Н.Н. Социальная психология.2008.

    5. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2008.

    6. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельно-сти//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.

    7. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.

    8. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

    9. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М,- 2007.

    10. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» — Вопросы психологии,- 2009. №4.

    11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростов-на-Дону: Феникс,-2003.

    12. Ительсон Л.Б. Становление личности. — Сыктывкар,- 2006.

    13. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,-2007.

    a student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

    Study of the influence of the style of family education on the self-esteem of primary school children

    Abstract. The article presents the analysis of the characteristics of the self- 9 772304 120159 esteem of younger pupils, as well as the analysis of the results obtained after carrying out the correction-ment practice. In this case, the level of self-esteem acts as an indicator of mental health of the younger generation. The family in the first place can help the child to overcome the objective difficulties. Key words: self-esteem, the younger the student, the style of family education.

    Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

    Проблемы одиночества и самооценки у подростков

    2.1 Организация и методы эмпирического исследования

    Целью эмпирического исследования было выявление взаимосвязи одиночества и самооценки подростков.

    Эмпирическое исследование проводилось в МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1». В исследовании приняли участие 60 учащихся 10 классов в возрасте 15 — 16 лет.

    Для достижения цели эмпирического исследования были поставлены следующие задачи:

    Подбор комплекса методик, направленных на изучение одиночества и самооценки подростков.

    Выявление уровня одиночества и самооценки учащихся подросткового возраста.

    Изучение взаимосвязи между одиночеством и самооценкой подростков.

    Для изучения был использован «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA», предложенный в 1980 году Д. Расселом.

    Модифицированная шкала одиночества UCLA состоит из 20 пунктов, из них 10 — позитивно сформулированных и 10 — негативно сформулированных утверждений.

    Цель данной методики: определение наличия одиночества учащихся подросткового возраста.

    Каждого тестируемого просили оценить, как часто он испытывает описанное состояние, пользуясь шкалой, включающей 4 пункта — от «никогда» до «часто». Тестируемого просили обвести кружком наиболее соответствующий ему балл по каждому пункту.

    Обработка результатов: общий балл шкалы складывается из суммы всех двадцати пунктов. В пунктах, отмеченных звездочкой, прежде чем подсчитать баллы, следует произвести перестановку в обратном порядке (то есть 1 = 4 балла, 2 = 3 балла, 3 = 2 балла, 4 = 1 балл).

    В результате полученный общий балл соотносится с уровнем проявления одиночества:

    Ниже 38 баллов — низкий уровень.

    От 38 до 56 баллов — средний уровень.

    Выше 56 баллов — высокий уровень.

    «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA» Д. Рассела относительно краток, удобен в применении и является обоснованным как при определении одиночества, так и при различении одиночества и других, связанных с ним, конструктов (приложение А).

    Для определения уровня самооценки нами были использованы две методики: « Опросник на изучение общей самооценки» Казанцевой Г. Н. (приложение Б); тест «Ваша самооценка» (приложение В).

    Целью опросника на изучение общей самооценки Казанцевой Г. Н. было выявить уровень общей самооценки подростков. Испытуемым дали листок бумаги, ручку, им бала предложена следующая инструкция: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него — один из вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    Обработка результатов проводилась следующим образом: подсчитывалось количество согласий («да») под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитался второй. Конечный результат должен был находиться в интервале от -10 до +10. Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке. Результат от -3 до +3 о средней самооценке. Результат от +4 до +10 о высокой самооценке.

    Целью теста «Ваша самооценка» было выявление уровня самооценки подростков. Учащимся были даны листок бумаги и карандаш, а так же была предложена следующая инструкция: «Вам будут предложены 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов: очень часто, часто, иногда, редко, никогда. Вам нужно записать номер суждения и против него — один из пяти вариантов ответов. Отвечайте быстро, не задумываясь».

    Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо было сложить баллы по всем 32 суждениям. Ответы кодировались баллами по схеме. Очень часто — 4 балла; часто — 3 балла; иногда — 2 балла; редко — 1 балл; никогда — 0 баллов.

    Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

    Сумма баллов от 26 до 46 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.

    Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

    Для подтверждения полученных данных и для доказательства гипотезы мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r s).

    Рассмотрим этот метод подробнее:

    Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

    Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

    два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

    две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков;

    две групповые иерархии признаков;

    индивидуальная и групповая иерархии признаков.

    Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

    Рассмотрим случай 1 (два признака). Здесь ранжируются индивидуальные значения по первому признаку, полученные разными испытуемыми, а затем индивидуальные значения по второму признаку.

    Если два признака связаны положительно, то испытуемые, имеющие низкие ранги по одному из них, будут иметь низкие ранги и по другому, а испытуемые, имеющие высокие ранги по одному из признаков, будут иметь по другому признаку также высокие ранги. Для подсчета r, необходимо определить разности (d) между рангами, полученными данным испытуемым по обоим признакам. Затем эти показатели d определенным образом преобразуются и вычитаются из 1. Чем меньше разности между рангами, тем больше будет r s , тем ближе он будет к +1.

    Если корреляция отсутствует, то все ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия. Формула составлена так, что в этом случае r, окажется близким к 0.

    В случае отрицательной корреляции низким рангам испытуемых по одному признаку будут соответствовать высокие ранги по другому признаку, и наоборот.

    Чем больше несовпадение между рангами испытуемых по двумя переменным, тем ближе r s к -1.

    Рассмотрим случай 2 (два индивидуальных профиля). Здесь ранжируются индивидуальные значения, полученные каждым из 2-х испытуемым по определенному (одинаковому для них обоих) набору признаков. Первый ранг получит признак с самым низким значением; второй ранг — признак с более высоким значением и т.д. Очевидно, что все признаки должны быть измерены в одних и тех же единицах, иначе ранжирование невозможно. Например, невозможно проранжировать показатели по личностному опроснику Кеттелла (16РР), если они выражены в «сырых» баллах, поскольку по разным факторам диапазоны значений различны: от 0 до 13, от 0 до 20 и от 0 до 26. Мы не можем сказать, какой из факторов будет занимать первое место по выраженности, пока не приведем все значения к единой шкале (чаще всего это шкала стенов).

    Если индивидуальные иерархии двух испытуемых связаны положительно, то признаки, имеющие низкие ранги у одного из них, будут иметь низкие ранги и у другого, и наоборот. Например, если у одного испытуемого фактор Е (доминантность) имеет самый низкий ранг, то и у другого испытуемого он должен иметь низкий ранг, если у одного испытуемого фактор С (эмоциональная устойчивость) имеет высший ранг, то и другой испытуемый должен иметь по этому фактору высокий ранг и т.д.

    Рассмотрим случай 3 (два групповых профиля). Здесь ранжируются среднегрупповые значения, полученные в 2-х группах испытуемых по определенному, одинаковому для двух групп, набору признаков. В дальнейшем линия рассуждений такая же, как и в предыдущих двух случаях.

    Рассмотрим случай 4 (индивидуальный и групповой профили). Здесь ранжируются отдельно индивидуальные значения испытуемого и среднегрупповые значения по тому же набору признаков, которые получены, как правило, при исключении этого отдельного испытуемого — он не участвует в среднегрупповом профиле, с которым будет сопоставляться его индивидуальный профиль. Ранговая корреляция позволит проверить, насколько согласованы индивидуальный и групповой профили.

    Во всех четырех случаях значимость полученного коэффициента корреляции определяется по количеству ранжированных значений N. В первом случае это количество будет совпадать с объемом выборки n. Во втором случае количеством наблюдений будет количество признаков, составляющих иерархию. В третьем и четвертом случае N — это также количество сопоставляемых признаков, а не количество испытуемых в группах. Подробные пояснения даны в примерах.

    Если абсолютная величина r s достигает критического значения или превышает его, корреляция достоверна.

    Гипотезы: Возможны два варианта гипотез. Первый относится к случаю 1, второй — к трем остальным случаям.

    Первый вариант гипотез

    Н 0: Корреляция между переменными А и Б не отличается от нуля.

    Н 1: Корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от нуля.

    Второй вариант гипотез

    Н 0: Корреляция между иерархиями А и Б не отличается от нуля.

    Н 1: Корреляция между иерархиями А и Б достоверно отличается от нуля.

    Графическое представление метода ранговой корреляции

    Чаще всего корреляционную связь представляют графически в виде облака точек или в виде линий, отражающих общую тенденцию размещения точек в пространстве двух осей: оси признака А и признака Б (см. Рис. 1.2).

    Попробуем изобразить ранговую корреляцию в виде двух рядов ранжированных значений, которые попарно соединены линиями (Рис. 1.3). Если ранги по признаку А и по признаку Б совпадают, то между ними оказывается горизонтальная линия, если ранги не совпадают, то линия становится наклонной. Чем больше несовпадение рангов, тем более наклонной становится линия. Слева на Рис. 1.3 отображена максимально высокая положительная корреляция (г s =+1,0) — практически это «лестница». В центре отображена нулевая корреляция — плетенка с неправильными переплетениями. Все ранги здесь перепутаны. Справа отображена максимально высокая отрицательная корреляция (г s =-1,0) — паутина с правильным переплетением линий.

    Ограничения коэффициента ранговой корреляции

    1. По каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется имеющимися таблицами критических значений (Приложения ж), а именно N 2). Занести в четвертый столбец таблицы.

    где а — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А (одиночество), b — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду Б (самооценка).

    Полученные в результате подсчетов данные (Шаг 1-7) подставить в формулу и рассчитать коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r s):

    При отсутствии одинаковых рангов:

    II. При наличии одинаковых рангов:

    Для определения корреляции нами была использована общая классификация корреляционных связей по их силе:

    Анкета для определения школьной мотивации Определение школьной мотивации 2-11 класс

    Список диагностических методик

    Анкета для определения школьной мотивации

    Определение школьной мотивации

    Методика «Мотивы учебной деятельности»

    Выявление мотивов учебной деятельности

    Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника

    Изучение отношения к учебным предметам

    Опросник для оценки состояния условий развития мотивации достижений школьников

    Определение ведущих мотивов, оценка уровня мотивации достижений

    Тест «Структура мотивации»

    Определение ведущих мотивов отношения и достижения

    ^ Изучение личностных особенностей

    Методика диагностики характерологических особенностей личности (опросник Айзенка)

    Характерологические особенности, пути коррекции

    Опросник по изучению темперамента

    Изучение степени выраженности показателей интроверсии-экстраверсии и нейротизма

    Тест акцентуации характера

    Тип акцентуации характера

    Тест школьной тревожности Филлипса

    Тревожность и страхи

    Определние уровня личностной тревожности (А.М. Прихожан)

    Области действительности, вызывающие тревогу

    Опросник Шмишека (детский вариант)

    Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе (Л.М. Ковалева)

    Анализ адаптации к школе

    Диагностика агрессии у подростков и старшеклассников (опросник Басса-Дарки)

    Дифференциация проявлений агрессии

    Опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»

    Оперативная оценка самочувствия, активности, настроения

    Тест Кеттела (детский вариант)

    Исследование личностных особенностей младшего школьника

    Тест креативности Гилфорда (модификация Туник Е.)

    Изучение креативности, творческого мышления

    Фигурная батарея теста креативности П. Торренса

    Исследование творческой одаренности

    Методика «Вербальная фантазия»

    Диагностика развития воображения

    Методика Вартега «Круги»

    ^ Изучение классного коллектива

    Диагностика эмоциональных связей между членами группы

    Оценка отношений подростка с классом

    Выявление типов восприятия индивидом группы

    Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

    Изучение стиля и структуры м/личностных отношений

    Методика «Определение направленности личности» (В.Смекал, М. Кучер)

    Определение направленности человека

    Оценка коммуникативных и организаторских способностей

    Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

    Тест описания поведения К.Томаса

    Стратегия поведения в конфликтной ситуации

    ^ Изучение детско-родительских отношений

    Тест-опросник детско-родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

    Выявление родительского отношения

    Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

    Тип внутрисемейных, детско-родительских отношений

    Родители учащихся, учащиеся

    Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф)

    Определение индивидуальных особенностей личности

    Тест «Дом. Дерево. Человек»

    Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности, интеграции; взаимоотношения с окружающими

    Тест «Кинетический рисунок семьи»

    Диагностика внутрисемейных отношений

    Тест «Несуществующее животное»

    Анализ индивидуально-личностных особенностей, эмоциональной сферы, сферы м/личностных отношений

    ^ Изучение познавательных процессов

    Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

    Выяснение запаса знаний

    Тест «Темп и работоспособность» Ильина

    Тип и темп работоспособности

    Методика «Тип мышления» (модификация Г.В.Резапкиной)

    Определение типа мышления

    Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф. Замбацявичене

    Словесно-логическое мышление (осведомленность, классификация, аналогия, обобщение)

    Тест Липпмана «Логические закономерности»

    Тест «Четвертый лишний /образное/»

    Тест «Исключение понятий»

    Тест «Вербальная аналогия»

    Тест «Образная аналогия»

    Тест «Установи последовательность»

    Методика «Исследование активности мышления» И.М. Лущихиной

    Исследование активности мышления

    Методика «Внимание. Интенсивность и концентрация внимания» Бурдона

    Внимание, его характеристики

    Внимание, переключение, распределение

    Методика «Оценка кратковременной памяти»

    Кратковременная зрительная память

    Методика «Тип памяти»

    Определение типа памяти по модальности

    Методика «Память на числа»

    Оценка кратковременной зрительной памяти

    Методика «Оперативная память»

    Изучение оперативной кратковременной памяти

    Тест «10 слов» Лурии

    Память вербальная, утомляемость, активность

    Тест «Образная память»

    Тест «Скрытые фигуры /фигуры Поппельрейтора/»

    Тест «Неполные рисунки»

    Тест исследования способности к целостному восприятию формы предметов Т.Н. Головиной

    Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака

    Психологическая готовность к школьному обучению

    Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс

    Выявление психосоциальной зрелости

    Школьный тест умственного развития

    Диагностика умственного развития

    Методика определения уровня умственного развития для младших подростков

    Обследование умственного развития

    Опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского)

    Определение готовности к выбору профессии

    Диагностика профессиональной готовности

    Определение готовности к деятельности

    Методика изучения факторов привлекательн6ости профессии

    Факторы привлекательности профессии

    Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника»

    Определение пригодности для работы на транспорте

    Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

    Диагностика мотивации профессиональной деятельности

    Методика «Структура интересов»

    Выявление структуры интересов личности

    Тест «Определение творческих способностей» (Х. Зиверт)

    Определение нестандартности мышления

    Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»

    Определение типа профессии

    Активизирующий опросник «За и против» Пряжникова

    Стимулирование размышлений над проблемами профессионального выбора

    Активизирующий опросник «Перекресток»

    Ч1. — определение предпочтительных сфер и средств труда

    Диагностика творческого потенциала

    Определение уровня творческого потенциала

    Краткий ориентировочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика

    Определение интегрального показателя общих способностей

    Оценка коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и Б.А Федоришина

    Оценка кммуникативных и организаторских склонностей

    Профориентационная анкета «Хочу-могу», Е.А. Климов

    Отбор на различные типы профессий

    Диагностика структуры сигнальных систем

    Выявление структуры сигнальных систем личности

    Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши

    Оценка склонностей кразличным видам работ

    Тест Д. Голланда по определению типа личности

    Оценка профессионального личностного типа

    Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова

    Тбор на различные типы профессий

    Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

    Выявление индивидуально-типологических различий

    Карта интересов А.Е Гломштока

    Определение выраженности интересов

    Методика «Карта интересов»

    Методика «Проверь свои интересы»

    Подбор сферы деятельности

    Мотивация успеха, готовность к риску

    Определение преобладающего мотива выбор профессии

    Самооценка индивидуальных склонностей

    Определение подходящей профессиональной сферы; соответсвие самооценки и профессиональной сферы

    При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

    Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из.

    Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его.

    Тест исследования способности к целостному восприятию формы предметов Т. Н. Головиной

    Проблема школьной мотивации - один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в.

    Поэтому стимулирование это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство.

    С 2004 по 2008 уч год среди учащихся 4 «Б» класса было проведено исследование, цель которого проследить развитие школьной мотивации.

    Соответствие оргструктуры и оргмеханизма управляющей системы целям и задачам школы

    Для знакомства с ребенком наиболее удобно, на мой взгляд, использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, поскольку.

    Изучение общей самооценки учащихся 4 класса

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

    Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от - 10 до +1.

    Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 - о высокой самооценке.

    ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

    7. Я все делаю хорошо (любое дело).

    8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают

    различные препятствия, которые мне не преодолеть.

    15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Журнал наблюдения и оценки развития» как инструмент педагогической диагностики

    В 2013 году издательство «Детство-пресс» опубликовало учебно-методическое пособие «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» . За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ –«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования», в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Журнала наблюдения…» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.

    Переработка содержания «Журнала наблюдения и оценки развития» потребовала объединенных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество». В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР №60 Приморского района Санкт-Петербурга. «Журнал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОО Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Результат вынесен в Приложение 1 . В распечатанном виде «Журнал» для детей раннего возраста занимает 4 страницы, для детей дошкольного возраста – 3 страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду (1 – «Журнал…» для детей 1,5-3 лет, 2 – для детей 3-7 лет).

    Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования – поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития; а также оптимизации работы с группой детей.

    Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

    Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет развитие. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

    Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его.

    Систематическое структурированное наблюдениеявляется основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

    Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профессиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и систематической разъяснительной работы.

    Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шагами». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год – в сентябре и апреле-мае.

    Организационная роль при организации педагогического наблюдения принадлежит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения» в соответствии с количеством детей, таблицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагностическую деятельность на протяжение учебного года, а в конце года в ходе педагогического совета организует обсуждение достижений групп.

    Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых консультаций.