Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К. Лексическая тема Цветы

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Хадаханова ТатьянаСократовна
учитель-логопед, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 21

Занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих речевое заключение «нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Тема: Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К.

Лексическая тема «Цветы».

Цель: Совершенствование навыков фонематического восприятия и слуха.

Задачи: 1.Учить различать сходные по акустическим признакам звуки – парные согласные Г и К в словах и предложениях; закрепить у детей навык давать характеристику звукам; совершенствовать звуковой анализ слов. Закреплять орфограмму «правописание парных согласных на конце и в середине слова», учить подбирать проверочные слова.

2. Воспитывать у детей умение целенаправленно работать по инструкции педагога и по заданному алгоритму. Совершенствовать культуру развёрнутых, обоснованных ответов.

3. Коррекция слухового восприятия, целенаправленности деятельности и таких процессов внимания как концентрация и переключение.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, карандаши, картина с предметами на звуки Г и К, вырезанные элементы письменных букв Г и К, алгоритм характеристики звуков, карточки с текстом стихотворения, карточки с названиями цветов пао количеству учеников.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Какое сегодня число, месяц? Какое время года? Какое время года настанет после зимы? Хоть зима и весёлое время года, все мы немного от неё устали и сегодня представим себе тёплое ласковое лето и побываем у него в гостях. А В какой сказке времена года меняются местами?(«12 месяцев»)

Давайте вспомним волшебные слова братьев месяцев.

Что такое подснежник? Почему этот цветок так назвали?

Назовите последний звук в этом слове.

Работа с зеркалами.

2. Работа на уровне звуков.

А) Дать характеристику звука по алгоритму(логопед записывает характеристику звуков на доске).

В чём сходство звуков Г и К? (похожая артикуляция – поэтому они парные) И в чём их различие? (один звонкий, а другой глухой). Тактильный способ проверки глухости и звонкости звуков.

Б) Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Вот сколько на К я умею назвать:

КАСТРЮЛЯ, КОФЕЙНИК, КОРОБКА, КРОВАТЬ, КОРОВА, КВАРТИРА, КАРТИНА, КОВЁР, КЛАДОВКА, КАЛИТКА, КОМОД, КОРИДОР…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на Г ты сумеешь назвать?

Дети называют слова на звук Г. Найдите на картине как можно больше слов со звуком Г. Звуки мы слышим и произносим. А с помощью чего мы записываем их? (с помощью букв)

2. Работа на уровне буквы. Письменные и печатные буквы. Заглавные и строчные. (на доске изображения букв)

Где используем заглавные буквы. Приведите пример.(назвать имя, город, отчество или кличку животного).

А буквы Г и К имеют сходство или нет?

А)выложите из элементов письменные буквы

Б)запишите печатные и письменные буквы, звуки, которые они обозначают и характеристику звуков

Б) в контурах предметов пропишите заглавную и строчную буквы.

2. Краткий диктант.

Я произношу слова, а вы запишите только буквы Г или К.

Физминутка.

3. Работа с карточками. Прочитайте стихотворение, вставьте нужные буквы Г и К.

Курочка в серёжках,

Петушок в сапожках,

Утка в юбке,

Гусь в полушубке,

Коза в сарафане,

А козёл в кафтане,

Корова в рогожке-

Нет её дороже!

4. Работа на уровне слова.

«Составьте два букета». Запишите цветы в два столбика.

Слова на карточках: гладиолус, георгин, гвоздика, гиацинт, магнолия, колокольчик, кактус, кувшинка, мак, ромашка, ноготки.

5. Работа со словосочетанием.

Игра«Магазин цветов».

Вы – продавец цветов. Похвалите свои цветы так, чтобы их хорошо покупали. (дети подбирают слова-признаки для описания цветов: красивые,свежие, душистые, прекрасные и др.)

Составьте и запишите словосочетания сущ.+прил.(один ребёнок работает у доски).

6. Итог занятия. –Какие звуки и буквы мы с вами различали?Что нового узнали?

Согласные звуки и буквы Ж - Ш Жаба жабе предложила Ежевичный вкусный джем. -Ежевичный? – та спросила – Ну тогда, пожалуй, съем! Трое маленьких мышат В тишине ночной шуршат, Если кошку вдруг услышат, То шуршат они потише.

Какие буквы придут в гости к ЖАБЕ, а какие к МЫШОНКУ? Ш Ж Ж Ш Ш Ж Ж Ж ШШ ш. Ш Ж

Прямые и обратные слоги ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ ЖЮ ЖЯ - АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ ЮЖ ЯЖ ША ШО ШУ ШЕ ШИ - АШ ОШ УШ ЕШ ИШ

Закончите слово, добавив слог ШОК или ЖОК ЛУЖОК МЕ ШОК ПУ ШОК ПРЫЖОК УТЮЖОК КРУ ЖОК ФЛА ЖОК СНЕ ЖОК ГОР ШОК МАЛЫШОК ПИРОЖОК КОРЕШОК ЛАПУШОК САПОЖОК ПЕТУШОК ТВОРОЖОК ПАСТУШОК ПОРО ШОК

Заполните таблицу П С Р В Л П О С О А Я И К Т Д П М Р Г Р Р Р У О А Е У О О И Ш Ж Ш Ж К К К О К К А И А К А А Кладут под ушко Обувь Цветок Греют руки в холода Земноводное животное Изделие из теста Холодный суп Парикмахер делает клиенту

Заполните таблицу Б А Ш А Г А К С Г М А Т У И Г А Ж Л А Ш Р А М Ы Ж Р И Ш Л Я Ж Р А Ш Ж Упакованные вещи пассажиров Временное жилище из веток деревьев Помещение для автомобилей Болотное растение Птица, похожая на ласточку Венгерское кушанье из мяса Видение в пустыне

Большое и маленькое мушка пробежка старушка ложка крышка стрижка пышка кружка - мушечка пробежечка старушечка ложечка крышечка стрижечка пышечка кружечка

ёж уж чиж мышь нож этаж ковш морж пляж малыш Много - один - ежи ужи чижи мыши ножи этажи ковши моржи пляжи малыши

Я и ТЫ Измените слова по образцу: я жду – ты ждёшь я жую я режу я жалею я жарю я уважаю я покажу я дежурю - ты жуёшь ты режешь ты жалеешь ты жаришь ты уважаешь ты покажешь ты дежуришь

Ж – Ш в предложениях Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова Неприятность эту можно перешить. Старые брюки нужно пережить. Не надо боятьсяушей. У рыси кисточки на кончиках ужей. У Жени сильныйшар. У Шуры жёлтый жар. Оса сильношалит. На уроках Жора жалит. Мама купила шерстяную жаль. Друзьям расставаться очень шаль.

Составьте предложения, используя слова и картинки Сбросили белые Сбросили ромашки белые рубашки. С подружились во ржи С мышами во ржи подружились ежи.

Составьте предложения, используя слова и картинки Снежана и собирала Снежана собирала ежевику и крыжовник. бежит за шустрый Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Исправьте деформированное предложение Шарф положил Женю в шерстяной шкаф. Женя положил шерстяной шарф в шкаф. У кожаного саквояжа в руках был пассажир. У пассажира в руках был кожаный саквояж. У рожек маленькая шея и длинные жирафы. У жирафа длинная шея и маленькие рожки. Беговая дорожка вышла на школьников. Школьники вышли на беговую дорожку.

Ж – Ш в тексте Прочитайте и спишите текст Жил-был на свете веселый. Он любил смешить людей. Над его шутками смеялись и жадный, и труженица и шустрый продавец, и добродушный. Все они любили, потому что он дарил людям хорошее,

Изложение «Солнечный луч» Вопросы: На кого попал солнечный луч? Как повел себя жаворонок? О чем была песня жаворонка? Трудные слова: гнёздышко, встрепенулся, выпорхнул

Коррекционная цель: Учить различать звонкие и глухие согласные [п-б] в устной речи и на письме.

Лексическая тема: Обогащать активный и пассивный словарный запас по теме «Искусство. Его виды»

Развитие неречевых процессов:

Развивать фонематические процессы;
- Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Искусство. Его виды», трафареты (береза, тополь), раздаточный материал каждому учащемуся в виде бревен и плотов, перфокарты, манка, разносы, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Приветствие. Рассаживание по рабочим местам.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня у нас на занятие гости. Посмотрите, кто это? (Девочка и мальчик) Они брат с сестрой. Живут наши герои в Волшебной стране. Давайте с ними познакомимся. Представьтесь, как вас зовут.

А вот они так просто вам свои имена не назовут, вы должны сами догадаться. У меня есть лишь одна подсказка. Имена этих детей начинаются с согласных звуков [п] и [б].

Вы правильно догадались. Их зовут Полина и Борис. С какого звука начинаются имена детей?

Охарактеризуйте данные звуки. Какие они?

Работа с индивидуальными зеркалами, сравнение артикуляционных укладов.

Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.

III. Изложение нового материала.

Злой волшебник забрал наших героев из их замка. И что бы вернуться назад домой им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем им.

1. Первое испытание – это болото. Что бы через него пройти Полине и Борису придется перепрыгивать по болотным кочкам. А вы будете им в этом помогать.

Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев провалится в болото. И вам придется его спасать, еще два раза повторить данные слоги.

па-ба-па бу-бу-пу по-бо-по-бо па-ба-ба-па пу-пу-бу-пу по-бо-бо-бо
ба-па-па пу-бу-бу бо-бо-по-по ба-па-па-ба бу-пу-бу-бу бо-бо-по-бо

2. Молодцы вы помогли преодолеть первое препятствие. Полина и Борис отправились в дальнейший путь и очутились на краю обрыва. Что бы перебраться на другую сторону нашим героям нужно пройти по узкой подвесной лестнице. Некоторые из дощечек прогнили, и чтобы не упасть в пропасть, вам нужно выполнить следующие задание.

Зашифровать слова с буквами «П» и «Б», цифрой указывая их место в слове. По образцу: Опера – П 2, балет – Б 1.

Слова: опера, балет, спектакль, премьера, публика, певец, билет, писатель, поэт, мольберт, палитра.

Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. А теперь давайте вспомним, какие слова вы шифровали. Все эти слова, мы можем объединить в общую тему? Какую? (Искусство)

Кто может сказать, что такое искусство? Что мы понимаем под этим словом?

Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах.

Какие виды искусства вы знаете? Работа с сюжетными картинками, изображающими различные виды искусства (архитектурные строения, скульптура, живопись, театральное и балетное представления)

Посмотрите на картинки и скажите, как называется данный вид искусства.

3. Полина и Борис перебрались на другой берег и оказались в сказочном лесу. В этом лесу растут деревья, посмотрите какие. Это тополь и береза.

Сейчас я вам раздам трафареты, которые вы должны будете обвести, береза должна располагаться на рабочем листе справа, а тополь – слева.

Какие парные согласные встречаются в названиях деревьев, которые вы обвели? Напишите под березой букву «Б», а под тополем – «П». Чтобы нашим героям пройти сказочный лес. Нужно правильно записать слова, под каждым деревом, подчеркивая согласные «п, б».

Слова: пой, бой, палка, балка, борт, порт, бочка, почка, пашня, башня, забор, запор, бабочка, папочка.

4. И с этим заданием вы справились, Полина и Борис очутились на поляне, около реки. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны сложить слова из букв записанных в беспорядке. При этом нужно отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б».

Слова: палка, гриб, забор, лопата

5. Дождь закончился, но маленький ручеек превратился в широкую реку. И чтобы через нее перебраться, нужно построить плот из бревен. Сейчас я вам раздам «бревна», и вы должны будете их соединить.

«Бревна» будут прочно соединены, когда вы правильно выполните задание. Нужно в каждое бревно вписать слова. В бревно, где написана цифра 1 вы будете записывать слова, в которых звук [б] находится в начале слова. В бревно, с цифрой 2 – слова, где [б] находится на втором месте, и т.д.

Слова: бока, горб, обои, дуб, лоб, болт, хлеб, обоз.

Ну, вот плот готов, теперь на нем нужно переправиться через реку. Вы должны выполнить аналогичное задание, только теперь со звуком [п].

Слова: палец, спад, карп, запах, суп, плот, залп, спуск.

6. Наши герои добрались до берега. Они очень устали и решили сделать привал. Давайте и мы отдохнем и сделаем небольшую гимнастику.

Все вышли из-за столов и стали на ковер. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.

Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.

IV. Закрепление.

Вот мы и размялись, а теперь давайте продолжим наше путешествие.

1. Следующим препятствием в пути стали – горы. Чтобы их преодолеть, вам нужно правильно заполнить перфокарты, которые я сейчас раздам, прочитав слова и вставив пропущенные буквы «п» или «б».

Слова: …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.

2. Горы остались позади, но вот еще одно испытание – это жаркая пустыня. Посмотрите, что у меня на разносах. Это манка. Сейчас мы будем по ней писать буквы «П» или «Б», а это будет зависеть от того, какой звук встречается в словах, которые я буду называть.

Слова: плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пузырек, браслет.

3. Вот показался замок. Но его охраняют стражники. Что бы они пропустили Бориса и Полину, вы должны ответить на вопросы одним словом. Ответ записать в тетрадь, буквы «П», «Б» - подчеркнуть.

1. Кто ловит рыбу?
2. Какое дерево имеет белую кору?
3. Где растут рожь и пшеница?
4. Где растут клюква и брусника?

V. Итог занятия.

Стражники пропустили наши героев. Они оказались в замке и очень обрадовались возвращению домой. За путешествие они узнали много нового. А что узнали вы? Какие парные согласные мы различали сегодня на занятие?