Доходы расходы по видам транспорта. Доходы транспорта

Грузоперевозки представляют собой одну из наиболее перспективных разновидностей деятельности. Практически все категории населения крупных мегаполисов, небольших городов, отдаленных деревень и других селений пользуются услугами, предоставляемыми различными транспортными компаниями, а также частными лицами, для перевозки грузов или вещей по разным направлениям. Именно поэтому начинающий предприниматель должен подробно рассмотреть приблизительный бизнес план грузоперевозки, чтобы самостоятельно оценить все его преимущества.

Сегодня грузоперевозки высоко востребованы на территории Российской Федерации, поэтому число организаций, которые предлагают свои услуги в данной сфере, постоянно увеличивается. Если бизнесмен решит занять свое место, ему потребуется организовать свою работу так, чтобы он имел возможность предложить своим клиентам условия более выгодные, чем у конкурентов. Иначе прибыльность бизнеса будет низкой.

Мужчина-предприниматель может смело приступать к созданию собственного дела в сфере грузоперевозок, если у него есть водительские права с открытой категорией «С» и «В».

С чего начать бизнес грузоперевозки?

Сразу стоит понять, что дело это весьма затратное, трудоемкое и хлопотное. Первое, что необходимо будет сделать бизнесмену, это обзавестись собственным транспортом. Когда бюджет ограничен, лучше всего купить транспортное средство типа «Газели» либо что-то подобное. Такой вариант отлично подойдет для первого времени.

Перед тем как составить бизнес план компании грузоперевозки, следует понять саму суть работы. Поставщик услуги заключает специальный договор в письменном виде с заказчиком. Далее все предоставленные вещи и грузы, которые необходимо транспортировать, нужно упаковать. Также стоит отметить, что особое внимание клиенты транспортных компаний уделяют срокам доставки, которая всегда должна быть своевременной. Если предприниматель хоть раз сорвет предполагаемые сроки транспортировки, репутация компании будет серьезно подорвана. Восстановить хорошее имя организации очень не просто.

По отдельной договоренности с клиентом также может быть выполнена распаковка и установка всех отосланных грузов на места.

Идею открыть компанию грузоперевозок сложно назвать новаторской, поскольку так поступает большинство начинающих предпринимателей, которые не знаю, чем себя занять и имеют достаточное количество денег. Традиционно все происходит так. Оборудуется небольшой офис, где диспетчер принимает заказы, которые выполняются не в сроки, а также стоят значительно дороже, чем указано в договоре. Клиенты остаются недовольными, поэтому не возвращаются в такие компании при повторном возникновении необходимости отправить грузы либо вещи. Из-за таких недобросовестных перевозчиков в данной сфере новичкам есть, куда расти, и развиваться. Чтобы отличаться от серой массы исполнителей, необходимо не только правильно составить бизнес план грузоперевозки, но и выстроить собственную, обязательно честную политику сотрудничества с клиентом. Без сомнения, это привлечет максимальный поток заказчиков, которые будут регулярно пользоваться услугами транспортной конторы.

Анализ рынка

Перед тем как приступить к организации бизнеса, важно тщательно проанализировать рынок сбыта услуги. Без данного этапа дело дальше разговоров не зайдет. Чтобы правильно провести анализ, вовсе не нужно быть профессиональным аналитиком, достаточно воспользоваться местными СМИ. Если объявлений на данную тематику мало либо нет совсем, конкуренция в данном регионе слабо выражена. Следующим этапом анализа становится сбор информации о существующих поблизости компаниях. Предприниматель должен постараться выяснить, сколько машин имеется в распоряжении, какой тип перевозок пользуется большим спросом, сколько стоят предоставляемые услуги.

Бизнес грузоперевозки будет рентабельным и прибыльным только при условии, что предприниматель адекватно оценит свои силы и сможет предложить своим клиентам условия выгоднее, чем у конкурентов.

Чтобы выделиться среди конкурентов, нужно поставить перед собой правильные приоритеты, среди которых:

  • правильная организация транспортировки грузов с использованием автомобилей разного вида;
  • осуществление доставки грузов коммерческого типа;
  • выполнение производственных, дачных, квартирных и офисных переездов;
  • транспортировка больших грузов;
  • обеспечение вынужденного хранения;
  • предоставление специально обученного персонала, который может выполнить разгрузочные либо погрузочные работы любой сложности.

Сложно переоценить актуальность транспортных услуг в современном мире, поскольку они становятся все более востребованными с каждым годом. Совсем недавно клиенту приходилось неделями или даже месяцами ждать груз, однако сегодня ситуация полностью изменилась. Теперь время ценится максимально дорого, поэтому багаж заказчикам чаще всего необходимо доставить предельно быстро.

Получается, что если сфера грузоперевозок перестанет по какой-либо причине функционировать, вся жизнь, особенно внутри крупных мегаполисов, замрет. С витрин аптек пропадут медикаменты, не будут доставляться продукты питания, а также товары первой необходимости и так далее. Поэтому качественные услуги грузоперевозки всегда необходимы и пользуются спросом.


Регистрируем грузоперевозки, как бизнес

Чтобы законно открыть собственную компанию, занимающуюся грузоперевозками, предпринимателю необходимо открыть, а также зарегистрировать ИП. Компанию, занимающуюся исключительно малотоннажными перевозками с автопарком из нескольких «Газелей» и немногочисленным персоналом можно зарегистрировать, как ООО. Для начала бизнесмену предстоит собрать всю необходимую документацию, а также оплатить госпошлину. Перечень нужных бумаг можно получить в налоговой инспекции. К пакету документов также следует приложить соответствующее заявление, где будут указаны паспортные данные предпринимателя, код ОКВЭД, а также контактный телефон.

Данные манипуляции могут выполняться лично бизнесменом либо его представителем по доверенности.

Любой перевозчик, который зарегистрировал свой бизнес, должен ежемесячно платить налоговые сборы в госказну. Чтобы сделать налогообложение максимально лояльным, необходимо учесть несколько нюансов, в том числе виды доставок и масштаб транспортной организации.

Для грузоперевозчиков сегодня действуют такие схемы налогообложения:

    1. Общая система считается неудачным вариантом для малого бизнеса, поскольку его владельцу приходится оплачивать все налоги, что приведет к быстрому разорению;
    2. Упрощенная схема считается оптимальным вариантом, который подразумевает под собой выплату шести процентов от общей суммы дохода компании либо пятнадцать процентов от суммы доходов после вычета всех расходов;
    3. Единый налог могут оплачивать только владельцы автопарков, где количество машин не превышает 20 транспортных средств. Учреждения, которые не могут самостоятельно определиться с выбором, автоматически переводятся государством на единый налог, если соответствуют всем требованиям.

Офис транспортной кампании

Подробный бизнес план грузоперевозки предписывает необходимость открытия офиса компании, где разместится диспетчерская служба. Помещение не обязательно покупать, его можно арендовать. Сразу стоит отметить, что экономить на данном этапе не стоит, поскольку работа на дому не принесет положительных результатов. Если бюджет на открытия бизнеса не был рассчитан на открытие офиса, можно рассмотреть аренду помещения в колл-центре, что потребует минимальных затрат.

Для открытия диспетчерской достаточно снять офис площадью около двадцати квадратных метров, а затем обустроить его. Диспетчер должен быть обеспечен компьютером либо ноутбуком, принтером, сканером, стационарным телефоном с двумя телефонными линиями, мобильным служебным телефоном, а также рацией, которая будет использоваться для связи диспетчера и водителя.

В офисе минимально должно работать два диспетчера. На собеседовании необходимо особое внимание уделить дикции кандидатов, которые также должны обладать хорошей памятью, логическим мышлением навыками общения с большим количеством людей, стрессоустойчивостью. Целесообразно также нанять управляющего, который будет контролировать, организовывать работу компании. Кроме того, организация нуждается в услугах грамотного бухгалтера, который будет работать с документацией.

Приобретение транспорта для грузоперевозки

Данный бизнес начинается с того момента, когда предприниматель решает приобрести автомобили для компании. Перед тем как остановить свой выбор на конкретном виде транспортного средства, необходимо окончательно решить, для каких целей оно приобретается, а также какую сумму бизнесмен может позволить себе потратить на эти цели.

Практика показывает, что лучше приобретать подержанные иномарки, поскольку они удобнее в эксплуатации и надежнее отечественных машин, которые стоят в ремонте значительно дешевле, но и ломаются чаще.

Если предприниматель планирует заниматься грузоперевозками в рамках одного города, достаточно приобрести «Газели», которые благодаря своей мобильности, маневренности и компактности отлично справляются с поставленной задачей на тесных городских дорогах. Такой тип транспорта недорог в обслуживании, а также экономно расходует топливо. Для транспортировки продуктов питания подойдут тентованные авто, для объемных грузов – транспорт с дополнительным прицепом.

Если предприниматель собирается работать с быстро портящимися продуктами, придется приобрести специальные изотермические фургоны либо же рефрижераторы. Перевозить мебель либо заниматься переездами можно на транспорте российского производства под названием «Зил-Бычок». Удобное авто проедет там, где не пройдут габариты крупного грузовика.

Маркетинговый план

Кроме того, бизнес план грузоперевозки должен содержать в себе раздел, в котором подробно рассматривается маркетинговая составляющая бизнеса. Маркетинговый план включает:

      • разработку и реализацию активной рекламной компании, полноценно раскрывающей суть и преимущества услуг конкретной транспортной компании. Предприниматель должен создать привлекательные, информативные визитки, а также привлечь местные СМИ;
      • меры по привлечению большого потока клиентов. Помогут бизнесмену бонусные скидки, акционные программы, выгодные предложения;
      • стратегия развития компании, совершенствования бизнеса.

Правильно составленный маркетинговый план, а также его грамотная реализация приведет компанию к успеху. Только так можно выделиться среди конкурентов и повысить прибыльность.

Доходы и расходы

Предприниматель должен понимать, что без конкретных данных составить бизнес план компании грузоперевозки, невозможно. Чтобы получить точные цифры, нужны корректные данные о состоянии планируемой транспортной организации. Однако можно приблизительно обрисовать картину:

      1. Фура в месяц принесет около ста тысяч рублей чистой прибыли;
      2. Транспортное средство, грузоподъемность которого равняется пяти тоннам – до двадцати пяти тысяч;
      3. Зил-Бычок - до двадцати тысяч;
      4. Газель – до десяти тысяч.

Представленные цифры адекватно описывают картину с учетом вычета налогов и заработной платы сотрудников. Когда открытие дела планируется с двух автомобилей, предпринимателя ожидают такие расходы:

      • приобретение транспорта – около одного миллиона рублей;
      • ремонт транспорта – около сорока тысяч;
      • аренда помещения под офис – около десяти тысяч;
      • аренда боксов – около десяти тысяч;
      • зарплата персонала – около сорока тысяч рублей;
      • маркетинговые расходы – около пятнадцати тысяч рублей;
      • прочие непредвиденные траты – около тридцати тысяч рублей.

Получается, что бизнесмену потребуется около 1 200 000 рублей стартового капитала при условии, что на него будет работать один диспетчер, один грузчик и один водитель. Если автомобиля будет приобретаться два, предприниматель может также сесть за руль. Бухгалтерией будет заниматься удаленный специалист. Если использовать среднестатистические данные, можно сказать, что срок окупаемости составит около двух лет.

Читайте еще: Открыть шиномонтаж - свой бизнес

Формирование различных бюджетов является неотъемлемым компонентом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.
Процесс бюджетирования - это комплексная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, сформированный и принятый до определенного периода времени, обычно отражающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута, и расходов, которые должны быть осуществлены в течение этого периода, а также капитала, который нужно привлечь для достижения поставленной цели.
Сегодня не выработано стандартизированных форм бюджета, каждая компания разрабатывает собственную систему бюджетирования и контроля. Обычно общий (генеральный) бюджет компании состоит из операционного и финансового бюджетов. При этом финансовый бюджет, как правило, включает бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, инвестиционный бюджет и прогнозный бюджет.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется для управления платежеспособностью, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. В БДДС содержатся сведения о планируемых входящих и исходящих денежных потоках. Он составляется с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, предупреждения возможных кассовых разрывов, для расчета потребности в заемных средствах.
Бюджет доходов и расходов (БДР) составляется для планирования финансового результата, контроля над показателями прибыли, управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов в отчетном периоде. Бюджет доходов и расходов отражает соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые планирует понести компания в этот же период.

Лекция, реферат. Понятие бюджета и бюджетирования - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Бюджетирование на транспортном предприятии

Для российских транспортных организаций основной проблемой является отсутствие четкой структуры процесса бюджетирования. В реальности бюджеты должны составляться на всех уровнях, и бюджет каждого последующего уровня должен основываться на бюджете предыдущего уровня, то есть вся система бюджетирования должна представлять собой своеобразную «матрешку» бюджетов.
Большинство отечественных компаний используют у себя периодическое бюджетирование, в процессе которого ведется формирование планов и их реализация. Это характерно как для небольших, так и для крупных компаний, хотя специфика, разумеется, в каждом конкретном случае будет своя. Для решения множества проблем, возникающих при таком подходе, достаточно изменить принципы бюджетирования. В процессе бюджетирования транспортной компании следует поставить ряд задач:
1) сформулировать главные финансовые и нефинансовые цели;
2) выявить, при помощи каких показателей можно контролировать достижение этих целей;
3) определить задачи, которые могут быть решены путем бюджетирования.
Для решения указанных задач компания может перейти от периодического бюджетирования к скользящему, что позволит избежать ряда проблем, хотя несколько увеличит объем бумажной работы. При этом применяемая на транспортном предприятии система управленческого учета должна учитывать технологические особенности компании, которые определяют две основные составляющие учета:
- направление сбора информации;
- метод учета затрат и калькулирования себестоимости.
Особенности организации учета на предприятиях, занимающихся доставкой (грузов, пассажиров), обусловлены в первую очередь тем, что оказываемая ими услуга - перемещение - не имеет вещественной формы. Она потребляется в момент производства и не может быть объектом хранения.
Рассматривая конечный продукт - доставку - как общий производственный процесс, можно выделить его части. Ими являются технологические процессы, представляющие собой заранее спланированные операции.
К ряду технологических процессов (хранение груза на складе, таможенное оформление, упаковка, погрузка или разгрузка, доставка до станции отправления или склада получателя) возможно двоякое отношение. С одной стороны, их можно рассматривать как часть общего технологического процесса. С другой - как вспомогательные виды деятельности, выделяемые в самостоятельные бизнес-процессы. По нашему мнению, второй вариант целесообразнее. Ведь оказание данного комплекса услуг напрямую не связано с движением груза между пунктом отправления и назначения.
Также важной составляющей системы ведения управленческого учета является выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости.
Объект учета затрат напрямую зависит от особенностей производственного процесса. Например, технологические особенности транспортной отрасли служат основанием для применения попроцессного метода учета затрат. Два других признака характеризуют степень детализации информации о затратах.
На практике можно говорить о комплексном методе учета затрат, при котором на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования, фиксируются:
- плановые (бюджетные) показатели;
- фактические показатели;
- отклонения фактических показателей от плановых. Неоспоримыми преимуществами внедрения предлагаемой модели
бюджетирования является то, что благодаря построению бюджетного планирования не только повышается эффективность работы предприятия, но и обеспечивается регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности.

При принятии решений об изменении уровня тарифов и сборов комплексно учитываются 2 основные группы ценообразующих факторов: общеэкономические и отраслевые.

К общеэкономическим факторам относятся:

Налоговая и амортизационная политика, в том числе размеры обязательных отчислений и платежей в бюджет;

Изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

Условия конкурентоспособности российского экспорта на мировых товарных и транспортных рынках;

Нормативно-правовые акты, регулирующие величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

Общий уровень инфляции.

Группа отраслевых факторов включает:

Изменение в объемах, структуре перевозок и других видах работ транспорта;

Резервы снижения собственных затрат транспорта;

Изменения в номенклатуре расходов и расширения затрат по видам работ и услуг;

Результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и формах собственности.

К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:

Расстояние перевозки;

Размер единовременной отправки;

Транспортные характеристики грузов (классы грузов);

Специализации подвижного состава; - территориальные условия выполнения перевозок.

Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

Прибыль от основной деятельности транспорта включают результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственный операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Предприятия транспорта пользуются в налогообложении прибыли льготами, общими для всех отраслей народного хозяйства. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных организаций, используется на развитие производственной базы, социальное развитие, материальные затраты.

Планирование доходов и расходов транспорта. Распределение прибыли организации железнодорожного транспорта осуществляется по тем же принципам, что ив промышленности. Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизованно.

Нормативы оборотных средств на железнодорожном транспорте, а так же их нормирование осуществляются в том порядке, что и в промышленности, за исключение расчета норматива по форменной одежде. Этот норматив рассчитывается как произведение стоимости одежды (за вычетов скидки, представляемой отдельным категориям работников), которая должна быть выдана в предстоящем периоде, и среднего процента преходящей задолженности (отношение средней непогашенной задолженности за предыдущий год к среднегодовой стоимости форменной одежды за вычетом скидки).

В финансовый план железнодорожного транспорта наряду с доходами и расходами по основной деятельности включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, - больниц, учебных заведений и др.

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций. В этом плане отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров, совершаемым по железным дорогам в международном сообщении.

В финансовом плане организаций по речному и морскому транспорту отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства, возмещение разницы в тарифах по заграничным перевозкам.

Нормативы собственных оборотных средств организаций автомобильного транспорта определяются раздельно по двум группам активов. По группе нормируемых активов, непосредственно зависящих от роста производственных затрат (горючее, смазочные материалы), нормативы устанавливаются на один руб. затрат, исчисленных исходя из плановых изданий по производственной деятельности. По группе активов, запасы которых непосредственно несвязанны с ростом производственной программы, нормативы базисного года увеличиваются в относительно меньших размерах, чем рост производственных затрат (без учета заработной платы и амортизационных отчислений).

Источники финансирования прироста норматива собственных оборотных средств на автомобильном транспорте те же, что и в промышленности. В то же время в составе устойчивых пассивов планируются такие статьи, как «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов».

Приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляются организациями воздушного транспорта, за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом на воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.

IV Финансы сферы товарного обращения

Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия и организации торговли будучи связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому, оттого как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности времени реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.

Особенность функционирования торговых организаций заключается в том, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, т.е. непосредственно в реализации продукции. Торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои собственности в формировании финансовых ресурсов.

Система торговли в России в настоящее время состоит из государственной и муниципальной, кооперативной и частной торговли. В 2004 г. в общем объеме в розничного товарооборота государственная и муниципальная торговля занимала 2,7, негосударственная – 97,3 %.

Общий объем розничного товарооборота в 2004 г. составил 5597703 млн. руб. Валовой доход крупных предприятий розничной торговли достиг 170181,8 млн. руб., среднегодовая численность работников розничной торговли и общественного питания составляет 1132 тыс. чел., в том числе в розничной торговле – 953 тыс.

Для торговли характерно то, что в ней не создаются дополнительные потребительские стоимости. Стоимость товара увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда на операции производственного характера и реализацию товара. Эти затраты внутри отрасли составляют издержки обращения, проблема сокращения которых имеет важное значение.

Транспорт, как отрасль экономики, включает:

железнодорожный;

автомобильный;

нефтепроводный;

воздушный.

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

Продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;

Цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

В качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;

Продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;

Транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;

В составе средств производства на транспорте нет сырья;

Характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.

Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

Погрузка грузов в подвижной состав;

Перемещение между пунктами отправления и назначения;

Выгрузка в пункте назначения.

Каждый из этапов слагается из ряда операций.

Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава.

При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товаро-распорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.

Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.

Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.

Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта.

Железнодорожный транспорт:

Занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;

Регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;

Высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;

Невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.

Автомобильный транспорт:

Более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;

Дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;

Требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;

Отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.

Речной транспорт:

Невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;

Невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;

Недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;

Используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);

Эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.

Морской транспорт:

Дает возможность обеспечить массовые межконтинентальные перевозки грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;

Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;

Меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.

Нефтепроводный транспорт:

Самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;

Наименьшие капитальные вложения по сравнению с другими видами транспорта;

Большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).

Воздушный транспорт:

Большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;

Наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;

Используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.

Особенности планирования себестоимости предприятий транспорта

Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.

К снижению себестоимости приводит:

Использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;

Автоматизация и электрификация железных дорог;

Улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;

Механизация погрузочно-разгрузочных работ;

Внедрение передовых методов организации перевозок и труда.

Основными показателями себестоимости перевозок являются:

Общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;

Экономия от снижения себестоимости;

Себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

На морском и речном транспорте - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;

На воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;

На автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;

На трубопроводном - потери газа и нефти в газонефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

Исходные данные, содержащиеся в расчете плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;

Оценка экономической эффективности, достигнутой в результате совершенствования организации транспортной работы;

Анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.

Прибыль от основной деятельности транспорта

Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:

От перевозок;

Выполнения погрузочно-разгрузочных операций;

Экспедирования и прочих работ и услуг.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.

В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перeвозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.

Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:

Фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;

Регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;

Договорные тарифы устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов);

Свободные тарифы устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.

Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций.

Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.

Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

Планирование доходов и расходов транспорта

Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

Платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;

Расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

В финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;

Наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;

В финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

Нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;

В составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: "Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин", "Расчеты в порядке плановых платежей", "Доходы будущих отчетных периодов";

На предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета. Наряду с финансовым планом составляется план инвалютных поступлений и платежей.