Представление как мыслительный образ предмета. Отличие образов восприятия и представления

Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).
1. По ведущему анализатору:
– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
– слуховые (представления музыкальной мелодии);
– обонятельные (представление запаха эфира);
– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);
– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;
2. По степени обобщенности:
– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;
– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
3. По степени проявления волевых усилий:
– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт
– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
4. По продолжительности:
– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;
– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;
– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и доста точно часто.
5. По степени обобщенности:
– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;
– общие – образы обобщенных предметов, явлений.
Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Формирования этого образа.

Описание

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Классификация

По ведущим анализаторам:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пищи - сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твёрдости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твёрдость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщённости:

  • Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определённого предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления - представления, обобщённо отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению:

  • На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
  • На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий:

  • Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы .
  • Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства

Основные свойства:

Ментальная репрезентация

Ментальная репрезентация (англ. mental representation ) или когнитивная репрезентация (англ. cognitive representation ) - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события, то есть субъективная форма видения происходящего .

Ментальная репрезентация (ментальная образность вещей, которые на самом деле не присутствуют в чувствах ) современной философии , особенно в таких областях метафизики , как философия сознания или онтология , является одним из преобладающих способов объяснения и описания природы идей и различных концепций.

Ментальные репрезентации (или мысленные образы) позволяют представлять вещи, которые человек до этого никогда не испытывал, а также те вещи, которых не существует в природе . Например, человек может представить себя в том месте, где до этого никогда не был. Несмотря на то, что это либо никогда не происходило, либо невозможно в принципе, человеческий мозг способен создавать ментальные образы предметов, явлений или действий.

И хотя первоначальным и самым ярким будет именно визуальное представление, ментальные образы могут также включать в себя представления в любом из сенсорных модальностей, таких как слух, обоняние или вкус.. В своих исследованиях «The Case for Mental Imagery» американский философ Стивен Косслин предположил, что с помощью визуализации объектов человек способен справляться с проблемами путём мысленного представления путей их решения .

Подходы к пониманию

Вопрос о ментальных репрезентациях уходит корнями к работам первого поколения когнитологов . Именно тогда и вплоть до 1990-х годов проблемы, касавшиеся определения репрезентаций и их роли в процессах мышления, были объявлены ключевыми как для когнитивной психологии , так и для когнитивной лингвистики , а само понятие репрезентации широко обсуждалось в зарубежной литературе, особенно в литературе, посвящённой исследованиям искусственного интеллекта. Это было обусловлено интересом когнитологов первого поколения к природе знания как такового и к сущности разнообразных мыслительных процессов, относящихся к его возникновению и его использованию, а также к когнитивным способностям, участвующим в этих процессах .

В когнитивной психологии

Специалисты по искусственному интеллекту указывали на то, что знание и его репрезентация – это главные проблемы когнитивной науки, формулируемые здесь как вопросы о том, «какие структуры данных целесообразны для представления знаний» и «какие операции на этих когнитивных структурах необходимы для того, чтобы обеспечить разумное поведение человека» .

Спустя почти десять лет в своей работе «Введение в когнитивную науку» канадский философ П. Тагард заметил, что «большинство когнитологов соглашаются с тем, что знание в разуме человека состоит из ментальных репрезентаций» и что «когнитивная наука утверждает: люди обладают ментальными процедурами, которые оперируют ментальными репрезентациями для осуществления мышления и действий» . Он считал, что к основным типам конгнитивистских ментальных репрезентаций относятся: правила, концепты, аналогии, образы и так называемые «коннекционистские связи» (искусственные нейронные сети).

В когнитивную науку понятие репрезентации пришло из психологии, где оно, однако, использовалось в имело более узком смысле. Не соглашаясь с Ж. Пиаже , в работах которого термины «символизация» и «репрезентация» почти взаимозаменяемы, Э. Бейтс говорит о том, что «репрезентация» представляет собой «вызывание в памяти различных процедур действия для оперирования с объектом при отсутствии перцептивного подкрепления со стороны объекта». Несмотря на то, что главное для символической деятельности, как и для репрезентации – это «способность замещать», между символизацией и репрезентацией существуют важные различия. Так, репрезентация «статична» и создаёт «ментальные единицы», а символизация, предполагающая прежде всего единицы материальные, - выборочна, так как при ней выбираются некоторые части целого, которые должны «представлять» .

В когнитивной лингвистике

В языкознании частое употребление термина «репрезентация» связывают с Н. Хомским . Он писал: «Начиная с 1950-х годов в генеративной грамматике фокус исследовательского внимания постепенно перемещался на языковое знание, которым обладает каждый отдельный носитель языка, а также на системы языкового знания, которыми обладают носители языка, – то есть, на видовую способность человека усваивать и использовать естественный язык». В этом понимании язык выступает в качестве естественного объекта, составной части человеческого разума, которая физически репрезентирована в мозгу человека и которая является одной из родовых биологических характеристик. В рамках данных положений лингвистика является разделом психологии индивида и когнитивных наук, а также занимается выявлением свойств центрального компонента человеческой природы, определяемого в рамках биологического окружения .

По мнению Н. Хомского, каждое выражение - это внутренний объект, который состоит из двух наборов информации: фонетической и семантической. Эти наборы называются фонетической и семантической репрезентациями соответственно, однако нет никакого сходства между этими репрезентациями и характеристиками окружения.

Ментальная репрезентация и язык

Особая роль способности говорить и понимать услышанное как когнитивных способностей на протяжении длительного времени признаётся психологами, что, в свою очередь, является причиной глубокого научного и практического интереса к психологии речи.,. Так, например, в своей работе два ведущих американских психолога – Джордж Миллер и Филипп Джонсон-Лэрда «Язык и восприятие» анализируют то, как в языке и в языковых значениях слов отражаются переработанные в психике человека итоги его познавательных процессов, результаты восприятия мира и т. п.

Учёным, подхватившим идею анализа языка через призму ментальных репрезентаций, стал Н. Хомский . Он связал понятие «языковая способность» с интериоризованной системой ментальных репрезентаций – как врождённого (записанного в биопрограмме человека) источника сведений о языке. По мнению Н. Хомского, овладение языком и органами речи аналогично становлению и развитию у ребёнка других его органов. Когнитивная способность речи создаёт необходимые предпосылки к говорению как «исполнению» языка. Если бы эта способность не была врождённой, нельзя было бы объяснить быстрого овладения системой языка на базе скудных данных, поступающих к ребёнку в первые годы его «когнитивного роста» .

Критика старых подходов

На рубеже веков данный термин стал всё реже использоваться в научных работах, так как прослеживалась неопределённость и конфликтность в понимании «репрезентации». Основными причинами постепенного ухода от употребления этого термина можно назвать:

Таким образом, из-за двоякого восприятия «ментальных репрезентаций» в зависимости от подхода к изучению данного термина, философы и когнитивисты до сих пор не смогли дать чёткого определения данному термину. Отдельные составляющие научных исследований и концепций иногда противоречат друг другу (к примеру, утверждение о том, что репрезентация и есть структура сознания как отражение объектов реального мира, –явно контрастирует с определением ментальной репрезентации как способности мозга создавать образы актуально не существующих предметов), что делает проблему изучения этого феномена актуальной по сей день.

Примечания

  1. С. Рубинштейн. Память. Представления // Основы общей психологии. - Питер, 2017. - С. 261.
  2. Когнитивная психология. Учебник для вузов . Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 115-142. - 480 с.
  3. Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957
  4. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8.
  5. Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. - Oxford University Press , 2006.
  6. Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.9.
  7. Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by U. Eco , M. Santambrogio, P. Violi. - Bloomington: Indiana University Press (англ.) русск. , 1988. P.181–200.
  8. Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. - Cambridgge (Mass.): MIT Press , 1996.
  9. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика: Сб. ст. - М.: Прогресс , 1984. – С. 50–102.
  10. Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press , 2002.
  11. Miller G. A., Johnson-Laird M. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.11
  12. Кубрякова Е. С. , Демьянков В. З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. – М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. – № 4. – С.8–16.
  13. на других языках
    • Augusto, Luis M. (2013). "Unconscious Representations 1: Belying the Traditional Model of Human Cognition." Axiomathes 23.4, 645-663. Preprint
    • Goldman, Alvin I (2014). "The Bodily Formats Approach to Embodied Cognition ." Routledge, 91-108.
    • Henrich, J. & Boyd, R. (2002). Culture and cognition: Why cultural evolution does not require replication of representations. Culture and Cognition, 2, 87–112. Full text
    • Chomsky N. Rules and representations. – New York: Columbia University Press, 1980.
    • Chomsky N. On Nature and Language. Cambridge University Press, 2002.
    • Kind, Amy (2014). "The Case against Representationalism about Moods ." Current Controversies in Philosophy of Mind. ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge , 113-34.
    • Kosslyn S., Thompson, W.L., Ganis G. The Case for Mental Imagery. - Oxford University Press, 2006.
    • Kriegel, Uriah (2014). "Two Notions of Mental Representation ." Current Controversies in Philosophy of Mind. ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge , 161-79.
    • Mckellar, P. Imagination and thinking: A psychological analysis. Oxford, England: Basic Books, 1957.
    • Miller G. A., Johnson-Laird M. Language and perception. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press; London: Cambr. University Press, 1974.
    • Rupert, Robert D (2014). "The Sufficiency of Objective Representation ." Current Controversies in Philosophy of Mind. ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge , 180-95.
    • Schank R., Kass A. Knowledge Representation in People and Machines // Meaning and Mental Representation / Edit. by Eco U., Santambrogio M., Violi P. – Bloomington: Indiana University Press, 1988. P.181–200.
    • Shapiro, Lawrence (2014). "When Is Cognition Embodied ." Current Controversies in Philosophy of Mind. ed. Uriah Kriegel. New York, NY: Routledge, 73-90.
    • Sternberg R. J. Cognitive Psychology - Cengage Learning, 2008.
    • Thagard P. Mind. Introduction to Cognitive Science. – Cambridgge (Mass.): MIT, 1996.

Представление (психология)

Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Описание

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие , псевдогаллюцинации и галлюцинации .

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Классификация

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

  • Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .

  • На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
  • На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.
  • Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность .

  • Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
  • Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Представление (психология)" в других словарях:

    - (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    Психология с эмпирической точки зрения - «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …

    психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …

    психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия

    психология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. "Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход" . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…

Воспроизведение образа предмета

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Поэтому понятие "представление" тесно связано с понятием "восприятие":

Восприятие дает нам непосредственный образ предмета в режиме реального времени и в присутствии предмета,

Представление также дает нам образ предмета, но не в режиме реального времени и - как правило - в отсутствии предмета.

В первом случае источник образа предмета кроется в самом предмете и работе сенсоров. Во втором случае источник образа кроется в нашей памяти и особенностях текущей деятельности. Тем не менее, с некоторой натяжкой, можно сказать, что представление это отложенное во времени восприятие.

Наглядность

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной. Представляемый предмет нагляден:

Он предстает в существенных своих свойствах,

Обладает качеством модели, то есть его можно использовать для моделирования тех или иных отношений, ситуаций.

Фрагментарность

Разные представления имеют разную - то большую, то меньшую - фрагментарность. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены.

С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры - часы работы - в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание - наоборот.

С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.

Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.

Обобщенность

Удивительной и очень важной особенностью представления является обобщенность образов.

Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например "Анну Каренину". По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).

Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же "Анны Карениной" более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.

Моделирование предмета

Восприятие дает образы (и весьма детальные) насущной ситуации. Уже в восприятии заложено выделении из фона отдельных предметов, однако в восприятии предметы все равно тесно связаны с фоном, то есть с ситуацией. В образе, который дает восприятие, стул стоит рядом со столом, позади одного человека стоит другой, на человеке синее платье, в руках у него коробка с карандашами и т.д.

В образе же, который дает представление, присутствуют обычно модели. Если надо, одна модель может быть связана с другой, если надо, то рассматривается только она одна: рядом со стулом нет никакого стола и вообще ничего, человек тоже один, на нем надето что-то женское , а в руках что-то канцелярское .

Моделирование свойств предмета

Можно представить "зеленый цвет", можно представить "ярко-зеленый цвет" и т.д. Можно представить "что-то низкое", а можно - "что-то высокое". Интересно, что в последнем случае человек обычно мысленно запрокидывает голову наверх, и в таких случаях можно даже экспериментально отметить кратковременное напряжение мышц шеи.

Подвижность

Один из очевидных "недостатков" представлений - их чрезвычайная нестабильность, подвижность, динамичность. Без специальной тренировки очень сложно держать в своем сознании хотя бы одну минуту одно и то же представление: оно будет меняться само по себе, будет вызывать ассоциированные образы-представления.

Например, представление романа "Анна Каренина" очень быстро перетечет в представление какой-нибудь сцены из этого романа, образ сцены может вызвать представление об одном из участников сцены, данный образ вызовет представление о - например - "типичном мужчине", этот образ породит представление о реальном мужчине из жизни. И так далее.

Такая подвижность диктуется самим способом моделирования, то есть представлением в динамике.

Моделирование родо-видовых отношений

Можно представить конкретного человека (например коллегу-мужчину). Можно представить какую-то социальную группу и типичного члена этой группы (например все коллеги-мужчины). Можно двигаться и далее вверх по иерархии: все мужчины, все люди, все животные. Можно двигаться вниз по иерархии: животное - люди - плохие люди - плохие люди-начальники - мой начальник.

Моделирование фантастического

Основной "пищей" для представления служит память. Однако могут быть такие сложные проявления работы нашей памяти и представления, как:

Память о памяти,

Память о представлении,

Представление о памяти,

Представление о представлении.

Такая сложная рефлексия позволяет психике работать не только с представлениями о реальных предметах, но и генерировать фантастические образы-представления. Этот процесс называется воображением . Сложно переоценить значение воображения для эволюции человечества. Все новое, что появилось в обиходе человека разумного, пришло из вымышленного пространства: каменный топор, ткань, колесо, компьютер...

Наглядная основа мыслительной деятельности

Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями. В первом случае представления более детальны, наглядны (связаны с особенностями трехмерного пространства). Во втором случае представления схематичны и сильно абстрактны.

Известный композитор Людвиг ван Бетховен, как известно, в зрелом возрасте потерял слух (оглох), но не перестал творить. Представления стали для него единственной наглядной основой в его профессиональной деятельности.

В быту представление часто смешивают с воображением.

Представление – это психический процесс, заключающийся в воссоздании образов объектов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств, но ранее когда-то действовали. В воображении же мы создаем такой образ, который никогда ранее не воздействовал на наши органы чувств. Правильнее сказать: вообразите себя лауреатом Нобелевской премии, а не представьте, если вы на самом деле не лауреат Нобелевской премии. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов или явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоятельство сближает их с процессами познания. Опознание предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – реального, воспринимаемого, и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.

Представление – это вторичные образы. Это восстановление уже виденного образа. Мы видим доску и цветы, представление о них появится тогда, когда мы закроем глаза. Услышали мелодию, а потом вспомнили и представили ее, звучащей в том же регистре и исполняемой теми же музыкальными инструментами. Итак, представление – это воссозданный образ на основе прошлого опыта. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.

Свойства и виды образа представления

Представление имеет следующиесвойства :

1. Панорамность – образ может выходить за границы поля зрения, быть развернутым, шире поля.

2. Фон, на котором видим предмет, может меняться в представлении.

3. Нет константности образа, есть нарушения, образ меняется по абсолютной величине, может быть больше или меньше реального объекта.

4. В образе идет сокращение, обобщение. Может быть временная панорамность: объединение, сжимаемость событий с нарушением последовательности, можно услышать симфонию в одну минуту. Возможны сдвиги в изображении длительности: событие тянется в памяти, а было всего лишь минуту, годы могут в представлении сжиматься, а один день – растянуться.

5. В представлении может происходить смещение окраски в сторону основных цветов либо обесцвечивание вообще. Чаще образы в памяти бледнеют, интенсивность их снижается, реже – наоборот.

6. Фрагментарность образов представления: запоминается лучше то, что произвело большее впечатление, но образ остается целостным.

7. Обобщенность – представляется не конкретный стул, а вообще; образы схематизируются.

Виды представлений

В зависимости от особенностей предмета представления выделяют два основных вида : визуальные , за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические , за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые, кинестетические, органические представления.

Последние – представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации используется вид анализатора.

Отдельным видом представления можно выделить идеомоторные представления – представления движения. Особенно актуальны они для спортсменов, артистов балета, танцоров, музыкантов, когда непосредственно перед действием они должны представить его в мельчайших подробностях, опираясь на прошлый опыт.

В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений , как представления о пространстве и времени . И те, и другие являются полимодальными, но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическим (представления о неподвижном объекте); б) кинетическим (представления о разных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов – от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния – в конечное).

Образами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мыслительное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование составных частей представляемого объекта, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение.

Особую группу составляют операции перекодирования информации, связанные с изменением объекта. Например, составить представление о рельефе местности по карте или представить объемный предмет в виде проекции на плоскости.

Понимание представления как процесса оперирования образами-представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций.

Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представления положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представления структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлении мерности объектов, группировка объектов); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование).

Представление как процесс активно функционирует в таком психическом явлении, как проекция. Проекция (от лат. рrojection – выбрасывание вперед) – психическое явление постижения и порождения значений, механизм психологической защиты, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; наделении других людей особенностями своего характера и поведения; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по её проекции используется в проективном методе . Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая проекцией, может иметь как защитный, патологический, так и творческий, созидательный характер.