Палачи османской империи. Братоубийство в османской империи Как казнили в османской империи

Османская империя за шесть столетий своего существования знавала и величайшие триумфы, и унизительные поражения. Она неоспоримо играла одну из ключевых ролей в мировой истории, будучи тесно связанной как и с христианским миром, так и с миром востока. В османских императорах европейские амбиции переплетались со строгостью восточного деспотизма, заставляя держать при дворе целый штат палачей, казнивших нарушителей закона великой восточной империи.

В книгах об истории Османской империи казням нередко уделяется отдельная глава — столько традиций и особенностей накопилось в работе палачей за почти 6 столетий! Для каждого сословия в империи существовали свои методы казни: так, простолюдины, которые могли не совершить тяжких преступлений, нередко подвергались самым мучительным казням, таким как подвешивание на крюк за ребро, сажание на кол или четвертование. Государственным служащим обычно отрубали голову мечом, а вот для высшего сословия, в том числе для служащих султанского двора и его приближенных, избирались исключительно бескровные методы казни: например, удушение тетивой лука или шелковым платком. Но для различных сословий полагались не только определенные методы казни, но и определенные палачи. Так, низшие сословия казнили палачи, которые выбирались из дворцовой стражи султанского двора. Преимущественно, они были глухими, чтобы их рука не дрогнула, услышав страшные крики приговоренных во время экзекуции. Элиту же мог казнить только глава дворцовой стражи, который старался закончить свое дело максимально быстро и безболезненного для приговоренного.

Каждое дело в отдельности рассматривал верховный суд, а в это время осужденный дожидался приговора во Дворце Топкапы. Решение суда он узнавал весьма своеобразным образом: охранник приносил ему чашу с шербетом. Каждый обвиняемый желал, чтобы ему досталась чаша с напитком белого цвета — это означало бы снятие всех обвинений. Если же шербет был красным — это означало смертную казнь. Тогда осужденный выпивал напиток и в течение трех дней смертный приговор приводился в исполнение. Для всех сословий данная процедура была одинаковой.

Но для некоторых людей, которые занимали в государстве особо высокое положение, надежда на избежание казни оставалась даже после того, как им подносили красный шербет. Глава дворцовой стражи предлагал осужденному пройти испытание: выиграть у него забег через дворец до места казни — вся дистанция занимала около 300 метров. Если первым на место казни прибегал заключенный — его наказание тут же смягчали, заменяя смертную казнь изгнанием из государства. Если же побеждает глава стражи — он тут же казнил осужденного через удушение.

Несмотря на кажущуюся простоту соревнования, шансы узника на благоприятный исход были крайне малы: во дворцовой страже служили исключительно атлеты, победить которых было крайне сложно. Кроме того, стражники отлично знали все хитрости и ловушки пути, по которому они побегут. За всю историю существования традиции лишь нескольким заключенным удалось избежать смерти, опередив главу дворцовой стражи. Один из счастливчиков — Хаджы Салих-паша, осужденный в ноябре 1822 года, смог выиграть соревнование. Ему повезло вдвойне: султан не только заменил его смертную казнь на изгнание, но ещё и предложил пост генерал-губернатора Дамаска. Однако такие случаи были скорее исключением из правил: глава стражи обычно легко побеждал в забеге.

Как именно появилась данная традиция — неизвестно. Первые упоминания о ней относятся к концу 18 века, а заканчивается она приблизительно ближе к середине 19 века.

Иллюстрация: «Великий визирь даёт аудиенцию в Куббеалты», Jean Baptiste Vanmour

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Палач не знает роздыха!..
Но все же, черт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми.

Владимир Вишневский

Нельзя не отметить тот факт, что в последние периоды заметно возрос интерес к истории, и к истории Востока в частности. Османская империя, могущество которой заставляло содрогаться весь мир на протяжении шести столетий, занимает в этом направлении особую нишу. Но и в истории этого, некогда сильного и величественного государства, имеются странички окутанные тайной и до сих пор мало изученные современными историками. Палачи в любом обществе были обделены народной любовью, даже в таком, которое на протяжении шести столетий отличалось своей терпимостью, они были непопулярны в народе. Может быть поэтому сегодня, изучая вопрос о палачах в Османской империи мы имеем больше вопросов, чем ответов.

Изначально при отборе кандидатов на должность палачей османы отдавали предпочтение глухонемым, дабы те не слышали криков и мольбы о пощаде приговоренных к смерти, тем самым могли быстро и качественно исполнить свою работу. В XV столетии в палачи набирались либо из числа новообращенных хорватов, либо из числа цыган. В XVI столетии в составе личной охраны султана была сформирована часть палачей, которая состоял из 5 человек. Однако с годами их число росло, а для управления ими был назначен глава, непосредственно подчинявшийся командиру личной охраны султана.

Глава палачей «специализировался» исключительно на казнях высокопоставленных чиновников и военачальников. Новобранец, попавший в часть палачей, должен был пройти обучение возле опытного палача, получив солидный опыт и доказав свое мастерство мог уже самостоятельно исполнять приговоры в исполнение. Казалось бы, самая простейшая профессия все же требовала наличия особых навыков. Палач должен был досконально знать анатомию и особенности человеческого организма, и в этом плане они могли бы составить конкуренцию любому врачу. Но представители данного рода занятий в османской империи не пользовались любовью народа. У них не было семей и потомства, а после смерти их тела предавались земле в специально отведенном месте.

Османы предавали большое значение социальному статусу человека, и поэтому вид казни приговоренного зависел от занимаемого ранее им положения в этом обществе. Например, приближенные султана и визири принимали смерть в основном через удушение, а янычар казнили специальными тесаками, которые сегодня можно увидеть в музее Топкапы в Стамбуле. Царские особы и, в особенности, дети султанов умерщвлялись путем удушения тетивой от лука, ибо кровопролитие членов правящей семьи считалось недопустимым. Для простых же граждан самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако для особо опасных разбойников, пиратов и убийц применялось сажание на кол, распятие, подвешивание на крюк и прочие более мучительные виды смерти, одно упоминание о которых уже сеяло страх и ужас.

На рассмотрение дел высокопоставленных преступников уходило порядка трех дней. После чего, к заключенному, ожидавшему своей участи в тюрьме Едикуля, командир охраны султана приносил шербет. Если сладкий напиток был белого цвета, то это означало милость правителя и замену смертной казни ссылкой, красный цвет шербета символизировал неминуемую смерть от рук палачей. Приговор приводился в исполнение как только заключённый выпивал принесенный ему шербет, а его тело сбрасывалось в колодец. Если же чиновника казнили не в столице, то в качестве доказательства исполненного приговора и воли правителя, султану присылали голову, либо иную часть тела казненного. Ярким примером того может служить Мезифонлу Кара Паша, поплатившийся жизнью за провал штурма Вены.

Но нужно отметить, что в отличии от средневековой старушки Европы, в Османской империи пытки не имели широкого распространения, и применялись крайне редко. Авторитет власти в глазах народа жившего по законам Ислама и пропитавшегося духом этой религии, обеспечивался не запугиванием и пытками, а справедливостью и наказанием преступивших черту дозволенности, где палачи как раз играли не последнюю роль, пусть даже не столь популярную в народе.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Люди, вынужденные всю жизнь скрываться под маской палача. Кто они?

В Османской империи важную часть в правосудии играли казни. Многие государственные деятели попали под их действие. Также интересны и те, кто приводит в исполнение казнь.

Далеко не каждый мог стать палачом. Одним из важнейших требований к ним были немота и глухота. Благодаря этим качествам палачи были безжалостны. Они просто не слышали страданий тех, кого убивали и поэтому были равнодушны.

Нанимать палачей правители Османской империи стали с XV века. По национальности это были люди из числа хорватов или греков. Также был особый отряд, состоящий из пяти человек-янычар, который занимался казнями во время военных походов. Палачи имели своего начальника, он был ответственным за их «работу».

Палачи хорошо знали человеческую анатомию, не хуже любого врача. Но начинали всегда с самого простого, выполняя роль ассистента у опытного коллеги, познавая все тонкости ремесла. Благодаря полученным знаниям палачи могли как принести жертве максимальные страдания, так и лишить его жизни без мучений.

Палачи не женились, так после их смерти на будущих поколениях лежала бы негативная печать предка-палача. Таким образом, палачи как бы исчезали из общества.

Приказ казнить провинившегося поступал от главы бостанджи (гвардия султана - прим. ред.), который отдавал его главному палачу. Большое значение имело положение в обществе осужденного на казнь. Так, в случае казни великого визиря, например, чаще всего использовалось удушение. А простым янычарам отрубали головы.

Членам правящей династии и прочим членам «касты избранных» делали «чистое» удушение с помощью тетивы от лука, которой их душили. В таком случае не было крови.

Большинство госслужащих умерщвлялось путем обезглавливания мечом. Но тем, кто был осужден за воровство, убийство или грабеж везло не так сильно. Их могли подвесить на крюк за ребро, посадить на кол и даже распять.

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль, Терсане и Румели Хисар. Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож. Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

В этом месте задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли великому визирю в качестве доказательства совершенной казни.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как местная религия запрещает пытки. Но в отдельных случаях по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушание серьезно наказывается.

Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили. Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

Жестокие обычаи Османов

Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

Как жили братья султанов.

В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Kafesas

Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

Жизнь в золотой клетке.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.

На просторах интернета Закон Фатиха часто называют «братоубийственным законом», при этом забывают о том, что Закон Фатиха (КАНУН-НАМЕ-И АЛ-И ОСМАН) это не только законодательная норма, но и целый свод законов Османской империи.

Этот юридический документ охватывал практически все стороны жизни подданных и рабов Османского государства, устанавливает правила поведения для общества, знати и наследников султана.

Законодатель постарался учесть всё до мельчайших деталей. Он установил систему военных и гражданских чинов Османской империи, порядок вознаграждений и наказаний, закрепляет нормы дипломатического протокола и придворного этикета.

Также в Законе нашли своё воплощение передовые по тем временем законодательные новации, такие как «свобода вероисповедания» и прогрессивная ставка налогообложения и денежных штрафов (в зависимости от дохода и вероисповедания). Конечно же, османы не были такими уж благотворительными. Немусульманское население имело право исповедовать свою религию (касалось христиан и евреев), но за это платило налог как в денежном эквиваленте (джизья), так и в человеческом – девширме (набор христианских мальчиков в корпус янычар).

Впервые в истории этой империи законодатель позволил султану право убивать членов своей семьи. В переводном тексте Канун-наме эта норма звучит таким образом:

И кому из моих сыновей достанется султанат во имя всеобщего блага допустимо умерщвление единоутробных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.

Согласно мнению законодателя жизнь отдельных людей ничто по сравнению с целостностью государства. И неважно, что под действие законодательной нормы, попадали люди, виновные лишь в том, что их отцом был правящий султан. Так как любой из сыновей султана мог стать следующим падишахом, то по отношению к его братьям применялась «презумпция виновности», заключавшая в их непременном желании поднять восстание и, если не отбить султанский трон, то отвоевать для себя часть Османского государства.

Для того чтобы не допустить такое положение вещей Мехмед Фатих поставил себя выше Всевышнего (Аллаха у мусульман) и разрешил своим потомкам идти путём Кабиля (Каин) убившего своего брата Абиля (Авель).

При этом в Канун-наме подчёркивается, что законодательство ниспослано Всевышнем. Об этом говорится в начале документа.

Хвала и благодарение Аллаху, что всемилостивый творец всего существующего для наилучшей организации и порядка в своей обители ниспослал народу законодательство и сделал его руководящим началом для всех. Поэтому без устали молись созидателю мира и на благородное его творение, посланнику божьему, благословенному пророку, чье священное предание, сунна и шариат также являются неоспоримыми источниками для разработки религиозных и судебных актов.

В этом нет никакого противоречия, потому что такое положение дел было характерно для Османской империи. Согласно мусульманско-правовой теории высшие государственные органы могли пользоваться ограниченными законодательными полномочиями по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, что хорошо видно на примере Османской империи. Издаваемые нормативные акты государства после одобрения верховным муфтием становились частью общей правовой системы, дополняя мусульманское право, но, не сливаясь с ним, поскольку зачастую прямо противоречили предписаниям шариата.

В сериале Великолепный Век этот Закон висит «дамокловым мечом» над всеми шехзаде, сыновьями султана. Особое беспокойство он вызывает у матерей шехзаде. Каждая султанша желает видеть на троне своего сына, и готова пойти на такие жертвы, как сыновья соперницы.

Закон Фатиха красной нитью проходит через все серии шести сезонов. Султан Сулейман не применял этот Закон лишь потому, что его братья к тому времени были мертвы. Султан Селим II к моменту своего восшествия на престол остался единственным сыном-престолонаследником (один брат умер, два брата казнены отцом). Его внук султан Мехмед III казнил семнадцать сводных братьев, невзирая на возраст.

После Мехмеда III султаны начинают задумываться о том, что эта законодательная норма не столь хороша, как кажется на первый взгляд. Да и в самом Канун-наме есть строчка, которая предписывает усовершенствования в государственной организации.

Звучит это так: пусть теперь сыны моего благородного потомства постараются совершенствовать ее.

Заслуживает внимание и правовой прецедент, по которому султан имеет право отменить обычай, который имел место при дворе предшественника, заменив его другим.

У Мехмеда Завоевателя он представлен таким образом: Не в правилах моего благословенного величества принимать пищу с кем-либо, разве только с домочадцами. Известно, что мои великие предки ели вместе со своими везирами. Я упразднил это.

Вопрос о том, можно ли было отменить эту норму о братоубийстве, становится предметом жарких споров и баталий. Одни участники споров призывают принять турецкую точку зрения, по которой закон был необходим и для сохранения мира и порядка допустимо убийство невиновных людей. Другие участники говорят, что закон можно было отменить, но, ни у кого из султанов не было для этого политической воли.

В Великолепном Веке как Хюррем, так и Кёсем пытались добиться отмены Закона, но султаны, исполнявшие любую их прихоть, всякий раз отказывали им. Возможность отмены этого закона обсуждали шехзаде Мехмед и Мустафа, но интриги их матерей сначала превратили братьев во врагов, а потом привели к смерти обоих шехзаде. Но если Закон нельзя отменить, то его можно обойти.

Это сделал султан Ахмед, когда оставил жизнь своему брату Мустафе несмотря на колоссальное давление со стороны придворных, наставников и родной матери. Сделал он это по нескольким причинам, и не только из-за нежелания повторять ошибки отца, но и потому, что к моменту вступления на престол Ахмед ещё не обзавёлся детьми и Османская династия могла прерваться, если бы Ахмед умер, не оставив по себе наследника.

Даже когда у Ахмеда появились дети, он предпочёл держать своего брата в «кафесе» - своеобразной тюрьме. Таким образом, султан успокаивал свою совесть и лишал возможности недоброжелателей поднять восстание или затеять переворот, чтобы посадить Мустафу на престол.

После его смерти Мустафа ненадолго стал султаном, но не по своей воле, а по воле сил, которые возвели его на трон. Это произошло как раз потому, что появился новый закон о престолонаследовании, по которому престол «достаётся старейшему и мудрейшему». В сериале авторство этого закона приписывают Кёсем Султан. В данном случае не суть важно, кто написал этот закон: Кёсем, Ахмед или кто-то из визирей. Главное в том, что этот закон позволил обойти Закон Фатиха, при этом не отменяя его.

Участь шехзаде от этого стала не легче. Они на долгие годы оказались заперты в «кафесе», и либо умирали, либо доживали до султанского трона.

Неужели нельзя было отменить этот закон? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на то, как относились к этому закону и что выигрывали люди в Османской империи:

1. Простые жители городов и деревень, мелкая знать.
- Выгода . Сохранялась целостность государства, на трон восходил сильнейший из шехзаде, который мог стать победоносным султаном.
- Убытки . Государство вело активную завоевательную политику, и победы чередовались поражениями. Империю сотрясали восстания джеляли, мятежных пашей, которые длились годами и десятилетиями.

2. Гаремная верхушка (матери шехзаде).
- Выгода . Этот закон позволял обезопасить трон сына-султана от возможных претендентов. Даже если сам шехзаде не восставал против султана, то это не значило, что им могли воспользоваться люди, желающие получить власть (примеры шехзаде Мустафы, брата Ахмеда и шехзаде Баязеда, сына Ахмеда весьма примечательны в этом плане).
- Убытки. Если у женщины был не один, а несколько сыновей, то мать не могла отправить на смерть своих детей (пример Кёсем Султан). Наличие Закона стимулировало вражду между матерями шехзаде, которые шли по трупам, лишь бы их сын занял престол, а они получили вожделенный титул валиде-султан.

3. Янычарская верхушка.
- Выгода: не имели прямой выгоды. Они могли поддерживать одного из шехзаде, но это не значило, что их любимчик становился султаном. Скорее они получали выгоду от властной неразберихи: джулюс-бакшиш от каждого нового султана, куюджу-акчеси от великого визиря, не считая подарков от валиде и других сановников. Это лучше, чем рисковать жизнью в боях, сражаясь с армией Сефевидов, Гарсбургов, поляков, венецианцев. Ведь с каждым столетием боеспособность и выучка янычар падала.
- Убытки: престол занимали шехзаде, не пользовавшиеся поддержкой янычар. Со временем янычары начали играть большую роль в деле свержения и воцарения султанов. Они убили султана Османа, смещали и возводили на трон султана Мустафу, добились казни султана Ибрагима. И даже Кёсем Султан, считавшая, что янычары верны ей, не смогла ничего сделать, чтобы заменить казнь для Ибрагима традиционным заточением в кафесе. Из опоры престола и султана янычары стали дестабилизирующей силой и одними из главных зачинщиков заговоров и восстаний.

4. Мусульманское духовенство: улемы, имамы, муфтии всех рангов.
- Выгода: они ничего не выигрывали от поддержки закона.
- Убытки: подобный закон подрывал их авторитет, потому что султан ставил себя выше закона. В зависимости от личности султана духовенство то становилось на сторону закона (выдавало фетвы на казнь шехзаде), то смягчали закон, советуя султану пощадить брата или братьев. Мало кто из них решался открыто выступить протии этого закона.

5. Султан:
- Выгода: Устранение соперников.
- Убытки: До того, как становился султаном, мог просидеть долгие годы в кафесе.

Время от времени султаны применяли Закон Фатиха, чтобы избавиться от очередного брата-претендента. В Турции Закон Фатиха однозначно оценивают в положительном ключе, несмотря на осадок, связанный с сомнительной законностью такой нормы. Но если бы Закон Фатиха в самом деле был таким замечательным, то зачем понадобилось искать обходные пути, изменять порядок престолонаследия и внедрять в массы идею о том, что за братоубийство османский народ настигают суровые кары?

Суровая зима 1620-1621 годов была объяснена наказанием Всевышнего за то, что султан Осман распорядился казнить своего брата. То же самое деяние вменялось в вину султану Мураду IV, чьи наследники умерли от эпидемии чумы. До смерти сыновей он успел казнить двух братьев, и народ, недовольный жестокостью султана, шептался о наказании Всевышнего за братоубийство. Султан Мехмед IV тоже казнил одного из своих братьев, когда у него появились собственные сыновья, вопреки воли своей матери. Султанша вмешалась, чтобы защитить уцелевшего шехзаде, хотя он не был её родным сыном. В последний раз Закон Фатиха применялся в 1808 году, когда очередной султан Махмуд II, занявший трон, убил своего брата, прежнего султана.

Таким образом, несмотря на наличие теоретических аргументов для отмены братоубийственного закона у султанов Османской династии оставалось всё меньше возможностей для имплементации этого положения. Султан всё больше зависел от дворцового окружения и янычарской верхушки, зачастую восходил на престол прямиком из кафеса и всех устраивал порядок, при котором смертная казнь для наследников заменялась тюремным заключением.
И поскольку султаны уже не имели возможности отменить эту норму, которая, по сути не действовала, то "братоубийственный закон" потерял свою юридическую силу с падением Османской империи и установлением Турецкой Республики в первой четверти XX века. А новое государство более не нуждалась в династии Османов и её средневековых законах.

Примечания:

1. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/1460-1... - текст закона Фатиха о престолонаследии
2. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/Agrar_... - выдержки из закона Фатиха о налогах и штрафах
3. www.islamquest.net/ru/archive/question/fa729 - об истории Каина и Авеля в мусульманской вариации
4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1284/%D0%9C%D0%... - краткая характеристика мусульманского права