Требование уплате пени по договору. Оформление требования об уплате пени по налогам

  1. Образец . Требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательства на основании статьи 13 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

    Договор банковского и депозитного вклада → Образец. Требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательства на основании статьи 13 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

    Едитного учреждения) (адрес) от (фамилия, имя, отчество) (адрес) требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательства в сумме () рублей на основании статьи 13 (пункт 5) закона российской федерации "о защите прав п...

  2. Образец . Претензия об уплате штрафа за просрочку возврата (невозврат) тары

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Претензия об уплате штрафа за просрочку возврата (невозврат) тары

    no. кому: дата адрес: п р е т е н з и я об уплате штрафа за просрочку возврата (невозврат) тары сумма руб. по счету no. от "" 20 г. вам была отгружена в. (наименование продукции, то...

  3. Образец . Претензия об уплате неустойки за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товаров)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Претензия об уплате неустойки за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товаров)

    исх. no. кому: "" 20 г. адрес: п р е т е н з и я об уплате неустойки за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товаров) сумма руб. в соответствии с заключенным договором no. от "" 20 г. ваше пр...

  4. Образец . Претензия о возмещении стоимости недостающего груза к управлению жд и поставщику (грузоотправителю)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Претензия о возмещении стоимости недостающего груза к управлению жд и поставщику (грузоотправителю)

    Елезных дорог просим перечислить стоимость недостающего груза руб. и, кроме того, % годовых, начиная со дня предъявления претензии до дня перечисления денег, на наш расчетный счет no. в г. . (наименование банка) приложения: 1. железнодорожная...

  5. Типовая форма Банковской гарантии исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному контракту

    Договор банковской гарантии → Типовая форма Банковской гарантии исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному контракту

    Латить пени бенефициару в размере 0,1 (ноль целых одна десятая) процента от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки , начиная с 8 рабочего дня от даты получения гарантом требования бенефициара по дату платежа по настоящей гарантии. гаранти...

  6. Образец . Претензия о возмещения убытков, причиненных неисполнением и ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки (с примером расчета суммы возмещения убытков)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец. Претензия о возмещения убытков, причиненных неисполнением и ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки (с примером расчета суммы возмещения убытков)

    (наименование организации) (должность, ф.и.о.) касательно договора nо. от "" 20 г. претензия к сожалению до настоящего времени до конца не решены все вопросы, касающиеся нашего договора на поставку. (наименов...

  7. Претензия жилищно-коммунальной организации о исполнениии обязательств ненадлежащим образом

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Претензия жилищно-коммунальной организации о исполнениии обязательств ненадлежащим образом

    (должность, фио) (фио заявителя) адрес телефон претензия с «» г. я проживаю (или являюсь собственником квартиры) в доме, обслуживаемом вашей организацией (ордер от № ...

  8. Договор займа денег → Образец. Договор о прекращении обязательства соглашением сторон о замене одного обязательства другим, а также его исполнением

    договор о прекращении обязательства соглашением сторон о замене одного обязательства другим, а также его исполнением договор (место и дата заключения договора прописью) мы, нижеподписавшиеся, гр. , проживающий(ая) по адр...

  9. Претензия по поводу просрочки времени устранения недостатка товара и требования компенсации морального вреда

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Претензия по поводу просрочки времени устранения недостатка товара и требования компенсации морального вреда

  10. Исковое заявление о взыскании неустойки за просрочку исполнения требовании об устранении недостатков товара

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Исковое заявление о взыскании неустойки за просрочку исполнения требовании об устранении недостатков товара

  11. Претензия о нарушении обязательств по договору долевого строительства

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Претензия о нарушении обязательств по договору долевого строительства

    Ка) адрес: от (ф.и.о. участника долевого строительства) адрес: претензия . между мной, и (ф.и.о. участника долевого строительства) был заключен (зарегистрирован) (наименование застрой...

  12. Образец . Расчет неустойки за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товара)

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Образец от 30 ноября 1995 г. Исковое заявление о взыскании неустойки за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товара)

    Аров народного потребления) ответчик обязан уплатить неустойку в сумме руб. (см. прилагаемый расчет). предъявленную нами претензию no. от "" 20 г. об уплате неустойки в сумме руб. за недопоставку (просрочку поставки или невыборку) продукции (товара) ...

  13. Претензия по нарушению обязательств по договору авиаперевозки пассажира

    Исковые заявления, жалобы, ходатайства, претензии → Претензия по нарушению обязательств по договору авиаперевозки пассажира

    Претензия на возмещение вреда в сумме руб. вследствие нарушения обязательств по договору перевозки железной дорогой &qu...

Как определено п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как правило, налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) и в установленный срок уплачивает налог.

Однако в некоторых случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). В таких ситуациях обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) .

Обязанность по уплате налогов, пени и штрафа может возникнуть на основании вступившего в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

В силу п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В п. 10 ст. 101.4 НК РФ также указано, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, представляется возможным выделить три основания для направления требования об уплате налога, пени и штрафа:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога;
  • вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (если дело о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ);
  • на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (если дело о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ).

Содержание требования . Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 503-О, Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. N 13592/04 по делу N А03-13136/03-3, направление требования об уплате налога, пени и штрафа - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке и др.). Поэтому согласно п. 4 ст. 69 НК РФ с учетом п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога (пени) должно содержать:

  • сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
  • подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок исполнения требования;
  • размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставку пеней.

Кроме того, требование об уплате налога, пени и штрафа должны быть подписаны надлежащим образом и надлежащим лицом. Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2010 г. по делу N А58-10036/09, заявление о признании недействительными требований об уплате налогов, сборов, пени и штрафов удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые требования не отвечают признаку обязательности их подписания уполномоченным лицом и как неподписанные ненормативные правовые акты налогового органа не порождают правовых последствий его неисполнения.

Таким образом, сведения, которые должны содержаться в требовании об уплате налога, пени и штрафа, позволяют налоговому органу информировать налогоплательщика о факте наличия задолженности; предупреждают налогоплательщика о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога (пени) и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (пени). Налоговые органы должны указывать в требовании об уплате налога (пени) все сведения, предусмотренные п. 4 ст. 69 НК РФ, ибо их отсутствие является существенным нарушением прав налогоплательщика, так как не дает ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.

Последствия признания незаконным требования. Отсутствие обязательных сведений в требовании об уплате налога, пени и штрафа может служить основанием для его обжалования, поскольку требование об уплате налога (пени) является ненормативным актом налогового органа, так как отвечает следующим условиям:

  • этот документ предусмотрен гл. 10 НК РФ, утвержден Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@, составлен в письменной форме, подписан руководителем (его заместителем) налогового органа;
  • этот документ обращен к конкретному налогоплательщику;
  • этот документ содержит предписания налогоплательщику по исполнению его обязанности по уплате налога (пени), влечет для него негативные последствия при неисполнении требований налогового органа в виде принятия мер государственного принуждения.

В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, оспорил ли он решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

На возможность обжалования в суд требования как ненормативного акта указал также Конституционный Суд РФ в Определении от 4 декабря 2003 г. N 418-О. Более того, в Определении от 27 декабря 2005 г. N 503-О Конституционный Суд РФ, а также в Постановлении от 29 марта 2005 N 13592/04 по делу N А03-13136/03-3 Президиум ВАС РФ указали, что перечисление денежных средств во исполнение требования налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора и исключать возможность последующего обжалования требования об уплате налога (пени).

Как правило, налогоплательщики обжалуют требования налогового органа об уплате налога (пени) по формальным основаниям, среди которых можно выделить неполное указание сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ. Однако налогоплательщику не стоит рассчитывать на то, что указание сведений в требовании будет являться безусловным основанием для признания его незаконным. Нарушения порядка составления требования должны быть существенными и не давать ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме налогоплательщик должен внести обязательные платежи.

Признание требования об уплате налога, пени и штрафа незаконным влечет следующие правовые последствия:

1) лишает налоговый орган права на взыскание сумм налоговой задолженности по данному требованию в административном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. N 4507/05 по делу N А19-13170/04-48);

2) перечисленные налогоплательщиком денежные средства во исполнение требования об уплате налога (пени) должны быть ему возвращены в случае признания данного требования незаконным (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 503-О).

Таким образом, еще раз отметим, что направление требования об уплате налога, пени и штрафа - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налоговых платежей. Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Пунктом 4 ст. 69 НК РФ определено содержание требования, при этом следует также учитывать разъяснения п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5. Отсутствие обязательных сведений в требовании об уплате налога, пени и штрафа может служить основанием для его обжалования. При этом нарушения порядка составления требования должны быть существенными и не давать ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме налогоплательщик должен внести обязательные платежи.

Порядок направления требования

Порядок направления требования определен п. п. 5 - 6 ст. 69 НК РФ.

Следует отметить, что эти положения НК РФ постоянно претерпевают изменения, причем на сегодняшний день в худшую для налогоплательщика сторону.

Ранее требование об уплате налога можно было передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. А если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, то оно могло быть направлено по почте заказным письмом. Поэтому при возникновении спорных вопросов при отправке требования заказным письмом по почте суды требовали от налогового органа представить доказательства вручения требования лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения спорного требования, как того требуют нормы ст. 69 НК РФ, уклонения налогоплательщика от получения требования либо невозможности его личного вручения (см., например, Определение ВАС РФ от 25 ноября 2010 г. N ВАС-15154/10 по делу N А78-8185/2009).

Все дальнейшие возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены лишь в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время п. 6 ст. 69 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ и от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  • личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  • направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (п. 5 ст. 69 НК РФ).

Как правило, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает, считая, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010). Судебная практика по такому ограниченному порядку вручения требования налогоплательщику находится в стадии формирования, однако можно выделить два основных момента, применимых и к настоящему порядку вручения требования:

1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 декабря 2008 г. N Ф03-5514/2008 по делу N А59-356/08-С19);

2) порядок направления требований об уплате налога и пени в добровольном порядке не может считаться соблюденным, если требования направлены предпринимателю заказной почтой по адресу, не соответствующему данным налогового учета (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 августа 2007 г., 23 августа 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2730 по делу N А04-7220/2006-14/760).

Следующим вопросом, заслуживающим внимания бухгалтера, являются срок направления требования и правовые последствия его пропуска.

Срок направления требования

Сроки требования об уплате налога, пени и штрафа определены ст. ст. 70, 101.3, 101.4 НК РФ.

Установлен: общий срок направления требования и срок направления требования по результатам налоговой проверки.

Если говорить об общем сроке направления требования об уплате налога, то он исчисляется со дня фактического выявления недоимки. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

Статьей 100.1 НК РФ установлено, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, а дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

В связи с этим если производство по делу о налоговом правонарушении осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, то требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Статья 101.4 НК РФ не содержит сроков вступления в силу решения, как это определено в ст. 101.2 НК РФ (для решений, принятых по ст. 101 НК РФ). Следовательно, если производство по делу о налоговом правонарушении осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, то требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты его вынесения.

Как установлено п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В Письме ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@ "О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" указано, что:

  • требования об уплате налога в электронном виде направляются налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки;
  • требования об уплате налога по результатам налоговой проверки в электронном виде направляются налогоплательщикам по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Бухгалтеру следует иметь в виду, что если налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога и представляют налоговую декларацию, то недоимка по такому налогу не может быть выявлена налоговым органом ранее даты представления деклараций. Соответственно, если срок уплаты налога и представления декларации истек, срок на направления требования об уплате налога исчисляется с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 3147/11 по делу N А19-11973/10-41).

Таким образом, установлен общий срок направления требования - не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки. Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) - в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления требования. В практике не редки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. В связи с этим, если говорить о последствиях несоблюдения налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налога, в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа не является пресекательным, исключающим возможность применения дальнейших мер по взысканию недоимки. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа все последующие сроки исчисляются исходя из законодательно установленного срока направления требования, т.е. сроки для возможного осуществления последующих действий по применению мер государственного принуждения к уплате налоговых платежей зависят от того, как их установил законодатель, если бы срок направления требования налоговым органом был соблюден.

Срок исполнения требования

Пунктом 4 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) установлен минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании .

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@ "О порядке направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - не менее 30 календарных дней.

До истечения на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения уплаты налога, пени и штрафа. К примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 23 января 2012 г. по делу N А41-27584/10 указано, что постановление о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика признано незаконным, так как налоговый орган принял это постановление до истечения срока на добровольное исполнение требования.

По истечении срока на добровольное исполнение требования налоговый орган вправе переходить к следующему этапу принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов, однако прежде перечислим существенные недостатки требования об уплате налога, пени и штрафа, при наличии которых имеются основания для обжалования этого документа.

Существенные недостатки оформления требования об уплате налога, пени и штрафа

К существенным недостаткам оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа можно отнести:

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности; о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • непредоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Вышеуказанные нарушения правил оформления и направления требования об уплате налога, пени и штрафа являются основаниями для обжалования этого документа, а существенность этих недостатков гарантирует налогоплательщику, что его жалоба будет удовлетворена.

Февраль 2013 г.

(далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее – требование об уплате) со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей , требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику, не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Требование об уплате направляемое налогоплательщику по результатам налоговой проверки, направляется не позднее 20 дней после истечения одного месяца со дня вручения соответствующего решения (пункт 9 статьи 101 Кодекса).

Требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования Российской Федерации вступившего в силу решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результату проверки обоснованности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводимой Фондом социального страхования Российской Федерации, должно быть направлено налоговым органом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня получения налоговым органом соответствующего решения (пункт 2.1 статьи 70 Кодекса).

Правила, установленные вышеуказанной статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате, предусмотренных главой 9 Кодекса .

Требование об уплате направляемое налогоплательщику в соответствии со статьей 204 Кодекса , а также по результатам налоговой проверки формируется отдельно.

Требования об уплате, направляемые ответственному участнику КГН в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 Кодекса , формируются отдельно.

Требование об уплате заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ .

Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно налогоплательщику лично под расписку, направляется по почте заказным письмом, передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2017 № 46729) или через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ (Зарегистрирован Минюстом России 15.12.2017 № 49257). В случае направления указанного требования об уплате по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).

Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.

Срок исполнения требования об уплате налога, направляемого налогоплательщику, в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса , должен составлять 8 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании об уплате.

В требовании об уплате, направленном налогоплательщику в соответствии с пунктом 13 статьи 204 Кодекса , рекомендуется устанавливать срок уплаты не более пяти дней со дня его получения налогоплательщиком.

В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите до принятия решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, ранее направленное требование об уплате налога отзывается в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.

В случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов налогов, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование об уплате в порядке

Взыскание неустойки является одним из способов защиты гражданских прав, способом обеспечения выполнения обязательств. В случае необходимости взыскать неустойку составляется претензия.

Понятие неустойки в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ)

Согласно статье 330 ГК РФ под неустойкой понимается денежная сумма, которую должник должен заплатить кредитору за неисполнение, либо ненадлежащее исполнения обязательств по сделке. Чаще всего речь идет о просрочки исполнения обязательства.

Неустойка может быть определена законом или договором.

Интересный момент – в ГК РФ указано, что «по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков».

Соглашение о неустойки должно быть оформлено в письменной форме даже в том случае, когда нет письменного договора на саму сделку.

Чаще всего соглашение о неустойки включается в основной договор.

Примеры законодательство установленных неустоек

Больше всего примеров законодательно установленных неустоек относится к транспортной деятельности. (нажмите для раскрытия)

Законодательный акт Пример нарушения Размер неустойки
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон № 259-ФЗ) Просрочка доставки груза Штраф в размере 9% от стоимости оплаты провоза по договору, если в договоре не установлена другая ставка (за каждые сутки просрочки)
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон № 18-ФЗ) Просрочка доставки багажа Пени в размере 3% платы за перевозку багажа (за каждые сутки просрочки)
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ Несоблюдение сроков доставки груза Пени в размере 9% суммы перевозки, но не более 50% суммы перевозки (за каждые сутки нарушения)
Воздушный кодекс РФ Просрочка доставки груза Штраф в размере 25% от МРОТ, но не более чем 50% суммы перевозки (за каждый час просрочки)
Федеральный закон “О транспортно-экспедиционной деятельности” (№ 87-ФЗ) Нарушение сроков исполнения обязательств по договору Неустойка в размере 3% (не более 80% от суммы вознаграждения экспедитору) – за каждые сутки

Оформление претензии по неустойке

Претензия по неустойке оформляется в произвольной форме, на фирменном бланке организации (при его наличии).

В претензии можно указать: (нажмите для раскрытия)

  • основание начисления неустойки (пункт договора или законодательный акт)
  • факт выполнения кредитором своим обязательств (уточнить, например, что они выполнены в полном объеме и в срок)
  • период, за который была рассчитана неустойка
  • сумму неустойки, подлежащую оплате
  • реквизиты для перечисления неустойки

Расчет суммы неустойки можно привести как непосредственно в тексте претензии, так и приложить к претензии в виде отдельного документа, например, бухгалтерской справки.

Если претензия отравляется с курьером, необходимо распечатать ее в двух экземплярах, чтобы на экземпляре кредитора должник поставил отметку о получении претензии.

Образец претензии по неустойке приведен ниже

ООО «ПРИМЕР»
630015, г. Новосибирск, ул. Королева, д. 40

Исх. № 759 Директору ООО «КЛИЕНТ» А.С. Зимнему
04.12.2017 Адрес: 630032, г. Новосибирск,

ул. Б. Хмельницкого, 100

ПРЕТЕНЗИЯ
на уплату неустойки за просрочку оплаты

по договору № 234-ИКУ от 23.10.2017

В соответствии с заключенным договором на информационно-консультационные услуги № 234-ИКУ от 23 октября 2017 г. ваша организация обязана была оплатить указанные услуги в сумме 120 000,00 (Сто двадцать тысяч) рублей, НДС не предусмотрен, в срок не позднее 24.11.2017.

Услуги нами были оказаны в полном объеме, надлежащем качестве, в оговоренный договором срок, что подтверждается актом об оказании услуг от 20.11.2017 № 234. Оплата была получена нами 01.12.2017.

В соответствии с изложенным и на основании п. 5.7 договора № 234-ИКУ от 23 октября 2017 г. вы обязаны уплатить неустойку из расчета 0,2% за каждый день просрочки.

Сумма неустойки за период с 25 ноября по 01 декабря 2017 года составила 1680,00 (Одна тысяча шестьсот восемьдесят) рублей (120 000,00 * 0,2% * 7).

Договором № 234-ИКУ от 23 октября 2017 г. предусмотрен срок для ответа на претензию – 10 рабочих дней с даты получения претензии.

Прошу в срок, установленный для ответа на претензию в договоре № 234-ИКУ от 23 октября 2017 года перечислить сумму неустойки (1 680,00) на наш расчетный счет, указанные в договоре № 234-ИКУ.

В случае отказа в удовлетворении претензии в указанный срок наша организация будет
вынуждена обратиться с иском в арбитражный суд в установленном порядке.

Приложения:

  1. Копия Договора от 23 октября 2017 года № 234-ИКУ на 5 стр.
  2. Копия акта № 234 от 20 ноября 2017 года на 1 стр.

Директор
ООО «ПРИМЕР» _________ В.Н. Светлая

После окончания отчетного периода ФНС проводит камеральные проверки, по результатам которых организация может получить требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Для того чтобы уплатить задолженность, вначале необходимо составить платежное поручение. Давайте разберемся, как это можно сделать.

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Пример требования
Уплата недоимки и пени

Как составить платежное поручение

Правила заполнения платежного поручения установлены и .

По каждой строчке требования необходимо сформировать отдельное платежное поручение. Это можно сделать вручную — перенести данные из полученного требования в поля 24 и 104-109 платежного поручения.

Заполняя платежку, вы можете использовать эту таблицу, которая подскажет, какое значение нужно указать в каждом поле. Будьте внимательны при внесении данных — ошибка даже в одной цифре приведет к тому, что деньги организации не попадут по назначению, и задолженность не будет погашена.

Номер поля Название поля Значение
104 КБК Код бюджетной классификации
105 ОКТМО ОКАТО (ОКТМО)
106 Основание платежа ТР
107 Налоговый период Дата, указанная в требовании в качестве срока уплаты пени
в формате ДД.ММ.ГГГГ
108 Номер документа Номер требования налогового органа
109 Дата документа ДД.ММ.ГГГГ- дата требования (рядом с номером в штампе)
110 Вид платежа 0
24 Назначение платежа Наименование налога (сбора)

Полную инструкцию, как сформировать платежное поручение, вы можете прочитать на сайте Бухгалтерия Онлайн .

Второй вариант подготовить платежку — сформировать ее автоматически. Эта функция с недавнего времени доступна пользователям Контур.Экстерн.

Получив электронное требование об уплате в Экстерне, уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме». Затем приступайте к формированию платежки: перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет. Все остальные данные из требования система сама подставит в соответствующие поля платежного поручения. Вы также можете выбрать, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости изменить сумму платежа.

Создать готовую платежку можно либо в формате Word и затем распечатать, либо скачать специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить в интернет-банк.

Как не заплатить лишнего

При обработке требования важно знать про особенность указания сумм в поле «Недоимка». Если сумма в нем стоит со звездочкой, то оплачивать ее не нужно — эта информация носит справочный характер.

Когда вы формируете платежное поручение в Экстерне, то вы никогда не включите в него сумму со звездочкой по ошибке. Такая сумма будет в общем списке, но выбрать ее для формирования платежного поручения нельзя.